Несмотря на заявления официальных лиц, есть основания полагать, что главные воздушные ворота страны стали многомиллиардной кормушкой для коррумпированных чиновников.
На прошлой неделе на заседании Совета безопасности президент Жеенбеков высказался с большой горечью по поводу того, что есть силы, которые хотят сорвать проведение заседания ШОС в Кыргызстане.
Не секрет, что Кыргызстан остается самым слабым звеном в Евразийском экономическом союзе. Пока другие члены ЕАЭС пытались развивать экономику и строить предприятия, Кыргызстан продолжал осуществлять контрабандный поток.
За 20 лет разница в таможенной статистике только между КНР и Кыргызстаном достигла 50 миллиардов долларов. Или возьмем данные по Турции — тоже мощного импортера товаров в Кыргызстан. За 20 лет, по данным кыргызской таможни, объем поставок составил 1,129 миллиарда долларов. По данным турецкой — было отправлено товаров на 2,968 миллиарда долларов. Разница составляет 1,839 миллиарда долларов. Это очень подробно расписал Regnum, ссылаясь на открытые источники, совершенно справедливо сделав заключение, что «элита Кыргызстана в целом имеет доходы от контрабанды, измеряющиеся миллиардами долларов».
В марте этого года ожидается визит в Кыргызстан президента России В.Путина. Уже известна повестка встречи. Помимо вопросов обеспечения безопасности в регионе, президенты Кыргызстана и России намерены обсудить актуальные вопросы кыргызско-российского торгово-экономического сотрудничества, проектов в области инфраструктурного строительства. Как стало известно, Россия готова инвестировать в создание логистического центра на юге Кыргызстана.
С момента подписания договора о вступлении Кыргызстана в ЕАЭС в 2014 году у нас находилось немало отговорок. Как известно, Россия выделила $200 млн на модернизацию пропускных пунктов и адаптацию экономики Кыргызстана в рамках присоединения республики к ЕАЭС. Но ничего не было сделано и осенью 2017 года наше правительство продлило еще на два года сроки создания необходимых лабораторий и оснащение пограничных пунктов, при этом так и не ответив куда дели 200 млн долларов. А соглашение, по которому Кыргызстан должен был получить техническую помощь от Казахстана в размере $100 млн в рамках присоединения к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), было денонсировано из-за личной прихоти экс-президента Атамбаева.
Тогда претензии взял на себя высказать президент Казахстана Н.Назарбаев, когда вынужден был закрыть границы накануне президентских выборов в Кыргызстане. На самом деле правительство Казахстана само обеспокоилось цифрами по контрабанде через свои границы еще в прошлом году, и след предсказуемо вывел на Кыргызстан. Пропуская в общий союз экономическую контрабанду из КНР и Турции, Кыргызстан лишал бюджет ЕАЭС таможенных поступлений.
Как не пытались Атамбаев и его подчиненные переложить вину на других, но отрицать очевидное бесполезно. В феврале 2018 г. кыргызский парламентарий Дамирбек Асылбек уулу был задержан казахской стороной в ходе проведенной на юге Казахстана спецоперации силовых структур по «пресечению контрабанды». В декабре из Баку был экстрадирован экс-глава кыргызской таможенной службы Адамкул Жунусов. Его обвиняют в том, что государство недополучило несколько миллионов долларов из-за мошеннических схем по уплате таможенных пошлин через частную компанию. Буквально несколько дней назад стало известно о перестрелке токмакских контрабандистов, не поделивших территорию, в которую оказался замешан депутат парламента. Все эти случаи подтверждают правоту вывода о том, что наши элиты не только закрывают глаза на проблему контрабанды, но и сами являются ее причиной.
Помнится, что в день трагедии Дача-Суу в январе 2017 года президент Атамбаев несколько дней не появлялся на экране. Его молчание, а потом поданный иск против «Азаттык» за клевету, внес серьезные размышления на вопрос, а чей же в действительности был груз. Это первый и главный вопрос, на который за два года не нашлось точного ответа.
Громко звучавшую из уст оппозиционных политиков версию о контрабанде, перевозимой этим трагическим рейсом и покрываемой на самом высоком государственном уровне, чиновники и руководители аэропорта «Манас» с негодованием отрицали. Президент ЗАО «Компания Манас Менеджмент» Асан Токтосунов, которая отвечает за разгрузку и погрузку всех летающих через аэропорт самолетов, сразу после крушения очень своеобразно комментировал информацию о контрабанде на борту:
— За все время существования этого рейса мы никогда его не разгружали. Непонятно, почему обвинения в контрабанде идут в адрес аэропорта. Говорить, что на борту находился контрабандный груз, это все равно, что обвинять покупателя в торговом зале в краже товара, когда он еще не дошел до кассы. Что касается инструкций на кыргызском языке, я не знаю, как они там оказались. Их могли подкинуть на место происшествия, или они находились у владельцев домов.
Странные оправдания, не правда ли? Авиакомпания ACT Airlines, которой принадлежал «Боинг 747-400», рухнувший 16 января 2017 года на Дачи СУ, совершила 49 аналогичных рейсов через аэропорт «Манас», якобы, для дозаправки, но по грузу они не отчитывались. По мнению экспертов, «Боинг 747-400» мог спокойно долетать из Гонконга до Стамбула без дозаправки. Зачем же тогда к нам регулярно прилетал этот самолет?
Мало кто обратил внимание на любопытный факт: сразу после крушения новостные СМИ сообщали, что на борту Боинга было 85 тонн товаров народного потребления, но через несколько дней со ссылкой на карго-манифест стали утверждать, что самолет перевозил лишь 76,7 тонн груза. Куда и как могли «испариться» 8 тонн груза?
В 2018 году в ходе расследования одного из дел правоохранительные органы выяснили, что несколько компаний, аффилированных с президентом ЗАО «Компания Манас Менеджмент» А.Токтосуновым и экс-вице-президентом аэропорта «Манас» Э. Акматовым, в 2016-2017 годах наладили схему контрабандного ввоза авиагрузов путем занижения их веса. Недостоверные сведения о весе товаров, вносимые в перевозочные документы, позволяли этим компаниям многократно занижать размер уплачиваемых таможенных пошлин, сборов и налогов при импорте товаров в Кыргызскую Республику через аэропорт «Манас». Т.е., если правоохранители окажутся правы, в действительности на борту могло находиться 85 тонн груза, а по документам оформлено лишь 76,7 тонн!
В декабре прошлого года информация о контрабанде через аэропорт «Манас» была направлена премьер-министру, в фонд госимущества и ОАО МАМ. Более того, журналистам удалось выяснить не только организаторов контрабанды, но и их высокопоставленных друзей-покровителей. Так, если верить опубликованным две недели назад фотографиям и документам (а не верить им сложно), то контрабандисты находились под защитой экс-премьер-министра Сапара Исакова и генерал-майора милиции Талантбека Исаева. Зная о близости бывшего премьер-министра к Алмазбеку Атамбаеву, можно понять причины, по которым груз, находившийся в разбившимся Боинге, с самого начала связывали именно с его именем.
Письмо на имя премьер-министра М.Абылгазиева лежит у него на столе с 12 декабря прошлого года. Оно изобилует ссылками на аудит, налоговые проверки, изъятые в ходе расследования документы СУ ГКНБ КР в отношении предприятия ЗАО «Компания Манас Менеджмент», которое находится в государственной собственности и является частью международного аэропорта «Манас». В документах имена лиц, причастных к существованию схемы той самой контрабанды в Кыргызстане, о которой известно всем нашим стратегическим и добрососедским партнерам, а так же информация о способах вывода денег через ОАО «Росинбанк», акционерами которого Токтосунов и Акматов являлись до последнего времени.
А пока складывается впечатление, что схемы, по которым проходит контрабанда через Кыргызстан, просто обрела новых высокопоставленных покровителей, так как и президент Манас Менеджмента Асан Токтосунов и генерал милиции Талантбек Исаев до сих пор продолжают занимать свои должности. Асан Токтосунов и Эрик Акматов бахвалятся в своём окружении, что один из заместителей руководителя администрации президента «вошёл в их положение» и обещал «защитить от правоохранительного произвола». Но как помнится, на последней пресс-конференции президент Жеенбеков просил сообщать о таких сигналах в отношении его ближайшего окружения и если факты подтвердятся то он будет принимать в отношении них меры. Поэтому хочется верить, что в свете политической воли руководства страны на борьбу с коррупцией, исполнительная ветвь власти наконец-то не на словах, а на деле поддержит эту борьбу и, разберется с лицами, замешанными в этом деле. А ГСБЭП при правительстве начнет по этому делу работать.
Уверены, что тема контрабанды через Кыргызстан очень болезненная и пока не разрешенная проблема для России. Наверняка она будет подниматься во время официального визита президента РФ в Кыргызстан. Безусловно, одному Кыргызстану без помощи РФ и соседних стран не справиться с этой проблемой самостоятельно без технической и финансовой помощи. Финансовые потери от контрабанды значительно превышают затраты по оборудованию границ.
Редакция надеется на комментарии пресс-службы Премьер-министра М.Абылгазиева, ФУГИ, ОАО «Международный аэропорт «Манас» и ГСБЭП.
Источник