Чтобы разобраться во всех нюансах, судя по всему, придется привлекать международный независимый аудит
Кажется, что количество противоречивой информации вокруг ТЭЦ Бишкека в эти дни растет уже буквально в геометрической прогрессии. И понять, где объективные выводы, доказанные факты, а где домыслы и легковесные предположения, все сложнее. Ясности здесь не добавляет и то, что спорящие друг с другом политики и госчиновники немало озабоченны перспективой чужих и собственных репутационных потерь и привлечением к ответственности разнообразных лиц, а потому постоянно перебрасываются личными обвинениями, вешают вину друг на друга, делают популистские заявления, запутывая все еще больше. Чтобы понимать, где правда, а где лишний инфо-шум, перечислим факты, которые обязательно надо знать о ситуации с бишкекской ТЭЦ:
1. Модернизация не равно авария.
Практически сразу после случившегося в январе отопительного коллапса аварию на теплоэлектроцентрали в публичном пространстве обсуждений прочно связали с проектом модернизации, создав устойчивое мнение, что авария стала закономерным результатом проваленной модернизации. Даже нынешняя депутатская комиссия, занимающаяся установлением обстоятельств дела – а по сути двух разных дел – часто не акцентирует эту разницу, так что всем бы пошло только на пользу, будь у нас две разные комиссии для оценки аварии и модернизации.
Авария на ТЭЦ случилась со старым оборудованием, а именно из-за грязи в насосе, которым перекачивается из химцеха очищенная вода. Заключение об этом по итогам технической экспертизы было обнародовано еще в конце января. Т.е. причину самой аварии установили уже вскоре после аварии. А вот тому, что тепло в дома бишкекчан вернулось так нескоро, послужила недостаточно оперативная реакция на форс-мажорную ситуацию. Распоряжение запустить новое оборудование, как раз то самое, что было установлено в ходе модернизации ТЭЦ, поступило только через три дня. Хотя китайские специалисты, которые по условиям контракта в течение года после сдачи проекта работают на нашей ТЭЦ и обслуживают свое оборудование, были готовы сразу же запустить новый котел. Для быстрого решения проблемы не хватило только вовремя отданной команды сверху. Нет причин сомневаться в том, что модернизация ТЭЦ была в принципе необходима, более того, без нового оборудования теплоэлектроцентраль после аварии просто не смогла бы функционировать.
2. Китайский кредит на модернизацию и деньги на ремонт ТЭЦ – это не одни и те же деньги.
Еще одно громкое заявление про коррупцию и пресловутые $386 млн китайского кредита напрочь размывает разницу между проектом модернизации и причинами аварии. Справедливость соглашения с китайской компанией TBEA и прописанной в нем суммы на модернизацию – это отдельный вопрос. Здесь важно знать следующее: проект модернизации не включал в себя ремонт всей ТЭЦ, кыргызстанская сторона в нем подписалась на то, что за $386 млн, выделенных Китаем в качестве долгосрочного кредита, китайская компания установит на ТЭЦ и введет в эксплуатацию новое оборудование, иными словами полностью займется отдельным, своим, сектором предприятия. Кроме того, по условиям контракта китайская сторона выделила грант в размере $20,3 млн на поставку заранее оговоренного оборудования, спецтехники и строительство школы. Необходимыми ремонтными работами, не подпадающими под модернизацию объектов, должна была заниматься уже кыргызстанская сторона самостоятельно. Проверка ТЭЦ после аварии показала, что предприятие находится в крайне плачевном состоянии. Помимо полетевшего насоса в помещениях частично не хватает стекол и крыши, старые цеха были абсолютно не готовы к осенне-зимнему отопительному сезону. Т.е. говоря о причинах аварии, необходимо разбираться, куда систематически уходили выделяемые из бюджета на ремонт средства, кем и как расходовались. Предполагаемые здесь коррупционные схемы исключительно внутристрановые, и к проведению модернизационных работ не имеют отношения.
Таким образом, на сегодняшний день объективные вопросы в связи с ТЭЦ, на которые еще предстоит ответить нашим гос.деятелям, выглядят так:
По проекту модернизации: Насколько справедливой была сумма в $386 млн? Действительно ли Кыргызстан подписал соглашение на невыгодных для себя условиях? Показать это может только международная независимая аудиторская проверка. Насколько обоснованным было заключение соглашения, по условиям которого кыргызская сторона не имела возможности требовать детальные расходные сметы, отчего сегодня мы и разбираемся с плоскогубцами за $600 и т.п.
По аварии на ТЭЦ: Куда расходовались средства, выделяемые на ремонт ТЭЦ? Кто ответственен за их нецелевое расходование и провал готовности предприятия к отопительному сезону? Кто те должностные лица, причастные к несвоевременной ликвидации аварийной ситуации на ТЭЦ?