В нашем обществе, как правило, осуждается не насилие, а то, что выносят сор из избы…
TUZ.KG беседует с психологом, консультантом горячей линии кризисного фонда «Сезим» Гулей Сарбаевой на самые что ни на есть болезненные темы. Почему в Кыргызстане так не любят, не ценят и, буквально, пренебрегают здоровьем и жизнью детей и женщин, их правами?
Почему именно эти две категории стали расходным материалом, чуть ли не пушечным мясом для разного рода подонков?
По словам Сарбаевой, несмотря на освещение данных проблем в СМИ, работу многочисленных общественных организаций, просветительские и информационные мероприятия, проблемы насилия над женщинами и детьми не идут на убыль.
- Здесь очень важно как общественное восприятие, так и проявление политической воли. Есть, конечно, некоторое развитие в области повышения гендерной чувствительности и появление государственных лиц, ответственных за гендерные вопросы, но отношение государственной власти к гендерным проблемам остается все еще формальным, и серьезных изменений по решению проблем гендерного насилия, к сожалению, на сегодняшний день, не происходит.
Проблема того, что общество «легко» относится к проблемам насилия над женщинами и детьми, имеет многофакторную природу.
По моему мнению, идет откат общества в прошлые социальные взаимоотношения. Раньше потеря мужчины-кормильца воспринималась как трагедия, в отличие от смерти жены и детей. В наше время женщины сами могут прокормить семью, но по-прежнему не имеют веса в семье и терпят насилие, - объясняет психолог.
По словам собеседницы TUZ.KG, учитывая сильные родоплеменные связи в кыргызском обществе, многие женщины не могут открыто заявить о насилии, не будучи осужденными за «вынос мусора из избы. А в худшем случае их и вовсе предают остракизму со стороны родичей.
- Закон КР "О социально-правовой защите от насилия в семье", принятый в 2003г и последующий закон 2017 года "Об охране и защите от семейного насилия" исполнялись ненадлежащим образом. Не было четко выработанных механизмов, контроля и наказания за содеянное. Безнаказанность породила вседозволенность.
Очень важный фактор – экономический, влияющий на распространение таких дискриминационных практик, как полигамия и ранние браки. Нередко в социальных сетях кыргызстанского сегмента возникают полемики по данным вопросам, где зачастую стороной, допускающей данные практики, являются представители религии. А заигрывания с религией, как известно, приводят к плачевным результатам, когда государство уже не имеет рычагов управления над данным институтом.
Немаловажно отсутствие качественного образования, где закладываются определенные социальные нормы поведения… , - продолжает Гуля Сарбаева.
Почему же, спрашиваем мы, государству, властям просто не взять, и не сделать программу по защите интересов детей и женщин с пометкой «СРОЧНО! ВАЖНО!»? Что мешает?
- Действительно, защита прав и интересов женщин и детей не в первой тройке приоритетов. Как я уже говорила, есть изменения в области повышения гендерной чувствительности, и наша законодательная база по данным проблемам далеко не самая плохая в постсоветском пространстве. Но при этом нет полноценного политического обсуждения по данным проблемам. Это вопрос к самой власти, почему? Думаю, что наша власть просто не в состоянии в силу своих представлений и возможностей взять полноценную ответственность по данным вопросам, и тому результат - мизерный бюджет, который государство тратит на решение данных проблем, - резюмирует психолог.
TUZ.KG анонсирует цикл материалов, посвященных этой проблематике. И приглашаем представителей всех ветвей власти, гражданских активистов высказать свое мнение на этот счет.
Ну а пока напоминаем родителям школьников Бишкека свежем прецеденте, когда пьяный мужчина совершенно свободно зашел в школу и чуть не изнасиловал ученицу 4-го класса. Обсудите этот случай в своих классах, школах и подумайте сами, что вы можете сделать, чтобы защитить своих детей от потенциальной угрозы. Потому что на государство, к сожалению, надеяться бесполезно.