Наши соотечественники в России обеспечивают треть ВВП Кыргызстана. Но может ли их кто-то защитить от трудностей и опасностей на этом пути?
«Мы выражаем нашим соотечественникам, работающим за рубежом благодарность за их труд и неоценимый вклад в развитие Кыргызстана. Растет число успешных трудовых мигрантов, заинтересованных в инвестировании различных проектов на родине.» - это слова президента КР, Сооронбая Жээнбекова, которые он сказал по случаю Международного дня трудового мигранта (18 декабря, 2017г.).
Так ли это? Да, конечно, есть такие примеры, когда отдельные мигранты успешно трудоустраиваются или сами создают рабочие места, открыв небольшое частное дело. Но это всего лишь единичные случаи, по которым говорить о тенденции невозможно.
А вот благодарность за труд и вклад в казну республики, тем нашим землякам, которые трудятся вдали от дома, зачастую в довольно тяжелых условиях, должны выразить все граждане страны. Денежные переводы трудовых мигрантов составляют примерно треть национального ВВП.
На сегодня по разным, только официальным данным за границей трудятся от полумиллиона до миллиона кыргызстанцев. Более 80 процентов — в России, соответственно, и большая часть переводов приходится на эту страну - 1 миллиард 805,64 миллиона долларов.
Наибольший поток тех, кто ищет лучшей доли и достойных заработков за пределами страны составляют жители южного региона – самого многонаселенного в Кыргызстане, соответственно, там выше и уровень безработицы. К сожалению, поток этот не уменьшается. В стране ситуация не меняется. Люди едут на заработки, не зная толком русского языка, теряя все свои сбережения, документы, а иногда и жизнь, что самое страшное.
Еще свежи в памяти ужасы пожара в московской типографии, трагедии на новосибирском заводе…
На фоне таких ситуаций, которые случаются с нашими соотечественниками за рубежом, вопросы трудовой миграции и охраны труда остаются открытыми и острыми. По словам зампредседателя профсоюза строителей КР и технического инспектора, Элдияра Карачалова проблема трудовой безопасности актуальна для любой отрасли и особенно важно, чтобы наши сограждане, выезжающие на заработки куда-либо, проходили необходимый инструктаж и знали базовые правила по охране труда. Как рассказывает Э. Карачалов: «При проведении органайзинга среди работников строительных предприятий мы обязательно включаем и раздел по охране труда. Помимо этого, при поддержке международного Центра Солидарности, наш профсоюз проводит лекции в учебных заведениях строительной отрасли и рассказывает будущим строителям не только о правилах безопасности и о базовых знаниях трудового права, но и отдельным блоком мы обучаем правилам пребывания и нахождения в Российской Федерации. Кстати, подобные лекции проводятся во многих высших и профессиональных учебных заведениях нашей страны. Таким образом, профсоюзы хоть как-то вносят свой вклад по инструктажу потенциальных трудовых мигрантов, потому что очень многие уезжают на заработки именно в Россию», - делится своим опытом Элдияр.
Да, в основном наши сограждане, как и раньше, так и сейчас едут зарабатывать в Россию. По данным Московского Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, среди граждан стран Центральной Азии только кыргызстанцы продолжают приезжать на работу в Россию докризисными темпами. Все дело в привилегированных условиях, после вступление Кыргызстана в Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС) у наших трудовых мигрантов появились некоторые преференции.
Прежде всего - это аннулирование разрешения на работу, которое стоило в пределах 40 000 рублей, теперь для кыргызстанцев отпала необходимость покупать патенты, за которые раньше ежемесячно они платили 4 200 рублей. Сейчас граждане КР приобретают лишь регистрацию, которая стоит дешевле.
Тем не менее, многие мигранты высказывают мнение, что и после вступления в ЕАЭС с регистрацией возникает множество вопросов.
Одной из главных проблем трудовых мигрантов как был, так и остается вопрос неурегулированного статуса. На сегодня в списках так называемых «запретников» находятся более 100 тысяч человек. Большая часть из них совершила административные правонарушения еще до вступления Кыргызстана в ЕАЭС. Мигранты превысили сроки пребывания или работали в неформальном секторе экономики без оформления необходимых документов. Последнее чревато во многих аспектах, но самое удручающее, что по этой причине мигрантам просто не доплачивают положенных денег – это в лучшем случае, бывает, что и вовсе не платят за труд.
Таких примеров множество. История семейной пары Орозбека и Жазгуль Саитовых об этом.
Орозбек и Жазгуль в первый раз уехали в Москву на заработки в 2012 году. Четырех детей оставили на попечении своих родителей. Жили и работали они в селе Ногинск, Московской области, Назгуль устроилась техничкой, занималась уборкой в супермаркете. Орозбек же работал на стройке. За год работы они привезли домой неплохую сумму денег, и начали строительство своего дома в селе Бозогуль Лейлекского района. Но денег хватило лишь на начальный этап стройки, и в 2016 году супруги Сеитовы решили еще раз поехать на заработки в Россию, теперь уже в Москву. Там живут и трудятся их родственники, они и позвали на работу.
На этот раз Орозбек устроился работать в московский метрополитен. Вот что он рассказывает: «Сначала мы договорились, что отработаем 15 дней, но потом получилось три месяца. Сразу после начала работы нам выдали аванс. Потом пришли с проверкой из миграционной службы, меня задержали, не было регистрации. Я заплатил им 1500 рублей и меня отпустили, я снова вернулся на прежнее место работы. Со мной заключили соглашение, и я работал на основании трудового договора. Поэтому был уверен в том, что мне выплатят всю полагающуюся зарплату, ведь метрополитен Москвы – государственное предприятие. Но в итоге, за шесть месяцев работы я получил всего лишь восемь тысяч рублей. Хотя с самого начала у нас был договор, что работать мы будем 12 часов, и за каждый день нам заплатят по 1500 рублей. Однако кроме восьми тысяч мы больше ничего не получили. Куда мы только не обращались, но никто нам не смог помочь».
Такая же участь постигла и Жазгуль - жену Орозбека. Она так же не смогла получить положенной зарплаты.
Жазгуль устроилась в клининговую компанию «Ресурс», вместе с десятью женщинами-мигрантами убирала магазины. «Мы убирали 8 магазинов сети «Перекресток». Я договаривалась с менеджером по имени Светлана. Все было хорошо, заработную плату мы получали каждый день. Но потом она сказала, что зарплату задерживают и выдадут ее в конце месяца, а позже она уволилась. Десять женщин, и я остались без зарплаты. Директор сказал, что не знает нас. У нас не было трудового соглашения. Мы пошли в посредническую компанию, с которой договаривались о работе, устроили там скандал, после чего нам выплатили по 100 рублей за день, вместо положенных - 300 рублей, якобы удержали с нас деньги на налоги и социальные выплаты, которых у нас не было, ведь мы не работали по договору. В общем, мы ничего им не смогли доказать, и нам так и не выплатили положенной суммы», - рассказала Жазгуль.
Позже за разъяснением ситуации супруги Сеитовы обратились по телефону в горячую линию «Достойный труд» в г. Москва и в Посольство Кыргызстана в РФ, где им объяснили, что в России довольно часто крупные работодатели нанимают рабочую силу через посреднические агентства. В таких случаях они не несут ответственности за работающих у них мигрантов. Они заключают договор с посреднической компанией и, согласно документу, уже эти компании берут на себя полную ответственность за рабочих. Получается, работодателя не интересует, кто пришел работать, есть у него договор, или нет, выдают ли ему зарплату или нет. Для него главное, чтобы продвигалась работа. Когда наступает время, он переводит посреднику оговоренную в договоре сумму. На этом их сотрудничество заканчивается.
Посреднические компании часто используют «черную бухгалтерию», например, как это было в случае с Жазгуль, договариваются с работодателем на 250-300 рублей за час работы мигранта, а на руки им выдают по 80-100 рублей, остальное оставляют себе.
Обычно такие фирмы быстро находят работу мигрантам, но в большинстве случаев они не выдают им на руки трудовой договор и не берут ответственность за их миграционные документы. На самом же деле они обязаны выдавать мигрантам трудовой договор, регистрировать их, ставить в известность миграционную службу и выплачивать государству соответствующие налоги. Но они избегают этого. Хотя конечно есть среди них и те, кто обеспечивает мигрантов жильем, питанием, ставит на миграционный учет. Однако большинство, попросту обманывает трудовых мигрантов, даже тех, с кем составляют трудовые соглашения, как это произошло с Орозбекам, который так и остался без заработанных денег. И ему, как и его супруге никто не смог помочь.
Одним словом, проблем в сфере трудовой миграции достаточно много. И они разного характера – это не только социально-экономическая составляющая или легализация миграционного статуса, это не только вопросы трудового права и безопасности, но это и политический аспект, это проблемы морально-нравственной сферы, это и личные трагедии: распад семей, и что еще хуже - заброшенные дети.
Все чаще выезжающие на заработки кыргызстанцы стали оформлять своих детей в детские дома. У кого-то дети остаются на попечение бабушкам-дедушкам или другим родственникам, если же этот вариант невозможен, то детей оставляют в детских приютах. Представители неправительственных организаций, которые занимаются детским вопросом, говорят о том, что «оставленные дети» уже становятся проблемой государственного масштаба, в стране появилась новая категория воспитанников детских домов - «сироты при живых родителях, которые уехали на заработки». Специалисты предупреждают о психологических последствиях длительного отсутствия родителей, они говорят о том, что депрессии и агрессивному поведению чаще всего подвержены именно дети трудовых мигрантов. Не следует забывать и о том, что нередко они подвергаются насилию со стороны родственников, на попечении которых их оставили родители, об этом свидетельствует череда громких уголовных дел.
Еще одна отрицательная тенденция последних лет – это увеличившийся поток женщин-мигрантов. Многие уезжают на заработки ради детей, чтобы обеспечить им пропитание и обучение. В основном женщины-матери трудятся в России, где они обычно устраиваются работать в сфере услуг и торговли.
А вот молодые кыргызстанки все чаще стали уезжать на заработки в Турцию. В прошлом году в два раза увеличилось количество кыргызстанцев, приехавших работать в эту страну. Незнание языка, законов и местных традиций часто приводят к тому, что наши девушки сталкиваются с различного рода насилием и давлением.
Говоря о трудовой миграции нельзя не затронуть и весьма болезненный для всех сторон вопрос – причастности выходцев с Центральной Азии к радикальным течениям. После череды терактов, совершенных уроженцами и гражданами Кыргызстана, Узбекистана и других республик региона, отношение россиян к трудовым мигрантам из этих стран стало ухудшаться.
Говоря о трудовой миграции нельзя не затронуть и вопрос дискриминации по национальной принадлежности и политической подоплеке, которая усугубляет без того не простое положение трудовых мигрантов. Мигранты из Центральной Азии, сталкивающиеся с дискриминацией в России говорят о том, что к ним там относятся как к «людям второго сорта». После череды терактов и в частности, прошлогоднего апрельского в Санкт-Петербурге, который совершил 22-летний российский гражданин и этнический узбек, родившийся в Кыргызстане, россияне стали активнее выражать свое мнение о «гастарбайтерах». Как говорят мигранты, российские СМИ и сотрудники службы безопасности «формируют образ врага в нашем лице».
Жесткие административные меры и негативное отношение российских граждан к мигрантам из Центральной Азии станут в ближайшем будущем еще более выраженными, считает Сергей Дуванов, эксперт казахстанского Международного бюро по правам человека и соблюдению законности. По мнению эксперта выходцев из стран, граждане которых все чаще становятся террористами, по умолчанию будут воспринимать как потенциальную угрозу, что приведет к еще большей дискриминации, как на административном, так и на бытовом уровне, а также к принятию ограничительных законов для мигрантов из этих стран.
Все это рисует весьма «туманное» будущее наших трудовых мигрантов в России. Понятно, что в ближайшие годы Кыргызстан не сможет сделать значительный рывок в экономике, даже при самом оптимистичном раскладе. Как говорит заслуженный экономист КР, Жумакадыр Акенеев: «Сегодня страна не в состоянии обеспечить всех кыргызстанцев рабочими местами. Если бы все наши граждане, которые уехали на заработки в Россию, вернулись обратно, в республике сменился бы уже восьмой президент».
Понятно, что до тех пор, пока в стране не будут созданы соответствующие экономические условия и рабочие места с достойной заработной платой, отток трудовых мигрантов так и будет продолжаться. Государству необходимо вести грамотную работу по поддержке и созданию соответствующих условий по пребыванию трудовых мигрантов за рубежом.
Важно отметить, что на сегодня свой посильный вклад в это дело вносят и отдельные неправительственные организации. Центр исследования социально-трудовых отношений (ЦИСТО) при поддержке Представительства в КР Американского центра международной профсоюзной солидарности, проводит для потенциальных мигрантов, желающих выехать на заработки в Россию, обучающие тренинги по правилам пребывания и применения трудового кодекса РФ, юристы организации предоставляют бесплатные консультации трудовым мигрантам. Всего за последние четыре месяца прошлого года специалисты центра проконсультировали свыше 600 человек, наиболее часто задаваемые вопросы касались в основном проблемы выхода из черного списка, миграционного учета в России и нарушений Трудового Кодекса этой страны.
ЦИСТО совместно с Информационно-консультационным центром Миграционной службы КР (ИКЦ МС) заключили меморандум о сотрудничестве в сфере правовой и консультационной поддержки потенциальных трудовых мигрантов, специалисты организаций предоставляют важный полезный ликбез по основным правилам пребывания и заработка в России.
Информация подготовлена Марал Мамбеталиевой, Центр Солидарности