Разработчики-аферисты, оболваненные граждане, коррумпированные чиновники…

3975  0

Как разрешить эти и другие проблемы в горнодобывающем секторе?

Продолжаем изучать проблему напряженности в вопросе разработки месторождений полезных ископаемых республики.

Анализ и рекомендации предоставлены председателем Горно-металлургического профсоюза КР Эльдаром Таджибаевым.

В последние годы мы можем наблюдать обострение взаимоотношений инвесторов и местных жителей населенных пунктов, расположенных вблизи месторождений полезных ископаемых. Наиболее массового распространения такого рода конфликты получили в 2011-2012 годах, когда количество митингов, противоправных действий со стороны местного населения, различных политических сил, ежегодно достигало 300 случаев.

При этом  противоправные действия местного населения заключались в перекрытии дорог, захвате техники, избиении сотрудников компаний, занимающихся геологоразведкой и разработкой полезных ископаемых.

Наиболее часто имели место конфликты на месторождениях Чаткальского, Ала-Букинского, Алайского, Кадамжайского, Жети-Огузского, Джумгальского, Таласского районов.

После проведения реформ в системе государственного управления в сфере недропользования, а именно создания единого профильного государственного органа, изменения законодательной базы, активной работы представителей отраслевого госоргана с местным населением, случаи конфликтов на местах были минимизированы.

Тем не менее, в последнее время вновь фиксируются случаи конфликтности на местах. Произошли волнения и выражение недовольства на месторождении Шамбесай в Кадамжайском районе, в с. Казарман Тогуз-Тороузского района в связи со строительством золотоизвлекательной фабрики и др.

В чем же заключается природа таких конфликтов? Какие основные причины протестных настроений местных жителей?

Первой причиной является политический аспект. В связи с переходом Кыргызстана к парламентской форме правления, появления как грибов после дождя множества различных политических партий, широкие массы кыргызстанцев оказались вовлеченными в политическую жизнь страны, и активно участвуют в соответствующих процессах. К сожалению, сознанием многих людей в личных или корпоративных целях манипулируют различные политические силы и отдельные политики.

Многие простые граждане не имеют полной информации об особенностях производственного процесса, технологической специфики разработки того или иного месторождения, не располагают полноценной информацией о вреде экологии, текущих и прогнозируемых выплатах Компаний в местный и республиканский бюджеты. Тем не менее, яро выступают против строительства и запуска такие предприятий.

Так почему же конфликты происходят именно вокруг горнорудных предприятий?

Потому что горно-металлургическая промышленность является приоритетной, и вносит ощутимый вклад в развитие экономики. Для примера, Кумтор всегда являлся козырем в руках оппозиции в качестве доказательства коррупционности власти и несостоятельности и слабости государственного управления отраслью.

Горно-добывающая отрасль обеспечивает более 8,5 % валового внутреннего продукта, более 50 % объема промышленного производства и экспорта страны, более 15 % налоговых поступлений.

В 2017 г. предприятия отрасли выплатили в бюджет различных налоговых отчислений в сумме более 9 млрд 861 млн. 212,7 сомов.

После запуска в 2018 г. производства на месторождениях Джеруй с запасами золота 88,2 т., Куру-Тегерек (39,2 т) и Чаарат (5,6 т) выплаты в бюджет существенно увеличатся. В 2019 – 2023 годах к ним присоединится еще около 10 месторождений (Шамбесай (7,8 т), Тереккан-Перевальное-Терек (16,4 т.), Ширальджин (2,9 т.), Ункур-Таш (38,06 т.), Андаш (19,5 т.), Тоголок (17,3 т.) и другие. Что также приумножит поступления в бюджет.

Более того, деятельность горнодобывающих предприятий создает новые рабочие места. А учитывая мультипликативный эффект, который создает отрасль, появляются дополнительные рабочие места в обслуживающих производствах и подрядных организациях. Запуск новых предприятий и создание рабочих мест снижает уровень внутренней и внешней миграции, безработицы. Социальные пакеты в рамках взаимодействия инвесторов с местными сообществами также позволяют решить насущные проблемы местного населения и улучшить социально-экономическое положение в регионе.

Т.е. развитие горно-металлургической отрасли напрямую влияет на социально-экономическое положение и политическую обстановку в стране.

Вот в связи с чем, политические манипуляции вокруг данных предприятий крайне важны для некоторых заинтересованных сил. Вот почему различные политические силы, отдельные активные граждане манипулируют общественным сознанием и настраивают людей против запуска горнорудных предприятий, апеллируя экологическим ущербом, разворовыванием народных богатств и иными доводами.

Помимо политической составляющей основными причинами конфликтов на местах являются боязнь наступления экологического ущерба для здоровья людей, домашних животных и скота, загрязнение воздуха и растительности. Иными словами, получение необъективной непроверенной информации о возможных вредных последствиях в экологическом плане либо вообще отсутствие какой-либо информации.

Следующая причина – отсутствие у местных сообществ информации о положительных последствиях разработки таких месторождений. Это создание новых рабочих мест, организация поставок на месторождения продуктов питания, оборудования запасных частей, ГСМ и т.п., увеличение  объема поступлений в бюджет, отчисления в местные фонды развития (социальные пакеты) и т.п.  

Далее – отсутствие прозрачности и открытости финансовой деятельности Компании – объемы инвестиций, чистая прибыль и ее распределение, выплачиваемые налоги, расходы на поставки, фонд оплаты труда и др.

Следующая немаловажная причина конфликтов – нарушение трудовых прав местных сотрудников и завышенное, сверх нормы привлечение иностранной рабочей силы. На многих предприятиях работникам не выплачиваются различные надбавки и доплаты, к примеру, надбавка за вахтовый метод, высокогорный коэффициент, надбавка за стаж работы, ночные и сверхурочные доплаты и т.п. Также имеет место практика чрезмерного привлечения иностранной рабочей силы, при чем зарплата экспатриантов, выполняющих аналогичную работу с местными сотрудниками, в разы выше. Более того, имеются расходы на проживание и командировочные расходы зарубежных сотрудников.

Отсутствуют площадки для обмена опытом осуществления диалога горнодобывающих компаний с местным населением по снижению или смягчению конфликтных случаев.

Также на появление конфликтности и напряженности во взаимоотношениях инвесторов с местным населением влияет отсутствие конкретных договоренностей сторон по взаимным обязательствам. В том числе по трудоустройству местных жителей, условий их труда, предоставлению социального пакета местному населению, финансированию нужд местных госадминистраций, обеспечению безопасного и бесперебойного производственного процесса.

Так что же необходимо предпринять заинтересованным сторонам для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу горнорудных компаний и исключить конфликтность на местах?

1. В первую очередь, деятельность таких Компаний должна быть выгодна Кыргызстану и приносить существенную пользу региону. Для этого необходимо обеспечить выдачу лицензий добросовестным инвесторам, имеющим опыт работы в данной сфере, финансовые и технические возможности. По состоянию на 6 февраля 2018 года выдано 2489 лицензий на поиски, разведку и разработку месторождений полезных ископаемых, из них на золото, металлы и уголь – 891 лицензия. Однако в отрасли фактически активно работают не более 400 компаний. Так, на 2017 год было согласовано всего 257 планов развития горных работ, а также 291 программа развития по геологоразведочным работам. И не факт, что по все они реализуются.

При этом большинство «неработающих» лицензий выдано в прошлом в условиях несовершенной системы лицензирования. Сотни лицензий получили инвесторы, не имевшие возможности вести соответствующую деятельность. Данные компании удерживают лицензии с целью перепродажи либо поиска средств для начала какой-либо деятельности.

В целях возврата лицензий в 2012 году был введен Платеж за удержание лицензии (ПУЛ). Однако его размер позволяет безболезненного оплачивать его и продолжать осуществлять поиск покупателей. В связи с чем, Правительство КР пришло к выводу о необходимости увеличения ставок ПУЛ. Госкомитетом промышленности, энергетики и недропользования КР были разработаны соответствующие проекты постановлений ПКР, предусматривающие увеличение ставок ПУЛ и бонуса. Это позволит обеспечить возврат большого числа удерживаемых лицензий и их повторную выдачу потенциальным инвесторам на условиях открытости, прозрачности и выгодности для Кыргызстана.

2. Необходимо исключить экологический ущерб путем  минимизации экологического воздействия до допустимого уровня, при условии полной информированности местного населения о таких мерах и гарантиях. Также необходимо регулярно и прозрачно вести экологический мониторинг.

3. Необходимо заключать трехсторонние соглашения. С одной стороны выступали бы местные госадминистрации (айыл окмоту), с другой – инвесторы, а с третьей – местное сообщество (советы аксакалов, молодежные, женские советы, профессиональные союзы, общественные объединения). Только закрепив в таких документах конкретные обязательства и ответственность сторон, можно было бы избежать таких инцидентов.

4. Усилить и активизировать информационно-разъяснительную работу (в республиканских и местных СМИ, на специально созданных площадках) о пользе деятельности горных предприятий, об экономическом эффекте, об ответственности за нарушение законодательства и правопорядка.

5. Обеспечить максимальное трудоустройство местных работников на таких предприятиях, при этом строго соблюдая трудовое законодательство Кыргызстана. Создание профсоюзов на предприятиях гарантирует более цивилизованное и справедливое регулирование трудовых отношений в организациях.

6. Привлекать иностранную рабочую силу исключительно к работам, по которым компетенция и образование местных сотрудников не соответствует установленным требованиям (процесс строительства, наладки оборудования и т.п.). Обеспечивать равные условия труда для местных и иностранных работников, не предоставлять отдельных преференций той или иной категории работников.

7. Усилить образовательную политику, для чего создать на базе горных ВУЗов и ССУЗов Горную академию или университет. Разработать образовательную политику в горной отрасли, предусмотреть государственный заказ на обучение кадров в горной отрасли с условием обязательного их трудоустройства на соответствующих предприятиях.

8. Более жестко и решительно пресекать любые нарушения законодательства со стороны отдельных лиц или политических сил, препятствующих деятельности предприятий.

9. Внедрить практику обмена делегациями работников различных предприятий и жителей разных населенных пунктов, на территории которых находятся действующие либо запускаемые предприятия. Проводить по данному вопросу конференции, семинары, круглые столы и другие мероприятия.

И, самое главное, мы твердо придерживаемся позиции, что Компания, получившая лицензию коррупционным путем, деятельность которой будет оказывать вред экологии Кыргызстана и не будет выгодна для нашей страны, должна прекратить свою деятельность на территории КР, а соответствующая лицензия должна быть аннулирована.  

Однако в тех случаях, когда инвестор гарантирует экологически безвредное производство, и это доказано соответствующими государственными органами Кыргызстана, лицензия им получена открыто, прозрачно и на законных основаниях, такая Компания должна беспрепятственно работать. Ее деятельность принесет пользу региону и стране в целом.

Все кыргызстанцы должны иметь доступ к чистой питьевой воде, комфортным санитарно-гигиеническим условиям проживания, здоровому питанию, качественному образованию, достойному труду и т.д.

Однако, только созидая, только создавая продукт, товар или услугу, развивая экономику, можно повысить геополитическое значение Кыргызстана, стать развитой индустриальной страной с высоким уровнем жизни граждан,  возможностями для дальнейшего развития и процветания.

Так что выбор за нами.

Председатель Центрального комитета

Горно-металлургического профсоюза

Кыргызстана                                                       

Эльдар Таджибаев

URL: https://www.tuz.kg/908
Теги:
Комментарии
Правила комментирования
На нашем сайте нельзя:
  • нецензурно выражаться
  • публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • угрожать явно или неявно любому лицу
  • публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
НАВЕРХ  
НАЗАД