3 вопроса к Сапару Исакову по поводу прозрачности сотрудничества с Huawei Technologies
Безусловно, все мы любим наш общий дом, наш Кыргызстан. Но, к сожалению, порой приходится признавать, что такие нелестные эпитеты, как «страна дураков» - очень ярко иллюстрируют происходящее в республике.
Вспомним эпопею с Liglass, потом весьма мутную историю с MegaCom. И вот теперь многострадальный «Безопасный город». Который теперь переименован в «Умный». Ну, город-то, может быть, и «Умный», только вот горожан и других жителей страны держат, кажется, за идиотов.
И все это выпало на Сапара Исакова.
Так что было бы неплохо, если бы нынешний премьер-министр ответил на следующие вопросы, которые нашей редакции помогла составить Евгения Ким, журналист, освещающий вопросы присутствия Китая в Центральной Азии.
Ким считает, что проект «Умный город» в том виде, в котором он представлен на сегодняшний день, действительно нужен Кыргызстану. Предполагается, что фото и видео камеры будут фиксировать нарушения и, тем самым, помогут сократить количество аварий на дорогах.
Однако, реализация этого проекта в Бишкеке происходит непрозрачно, что порождает довольно серьезные риски.
Вот некоторые вопросы, которые должны быть заданы китайским партнерам, и ответы на которые должны быть озвучены в СМИ.
1. Деньги.
Сообщается, что «объем инвестиций составит $60 млн». Вопрос - это грант или кредит? На каких условиях будет происходить возврат вложенных китайской фирмой денег?
От условий выделения средств во многом зависит коммерческая выгода от проекта. Поясню момент, который меня смутил: премьер-министр Кыргызстана заявил, что «правительство начнет равными долями в течение 5 лет выплачивать те финансовые средства, которые вкладывает консорциум», и в том же выступлении отметил - «все полученные за штрафы средства будут поступать в Кыргызстан».
То есть, если я правильно поняла исполнитель - китайская компания Huawei Technologies выполняет заказ в долг. Оплату получает частями уже после выполнения работы. Причем выплаты будут идти не из тех денег, которые появятся благодаря установке оборудования.
Описанная кыргызской стороной схема исключает финансовую заинтересованность исполнителя в качественном выполнении поставленных задач. Китайская компания получит оплату вне зависимости от того, будет работать оборудование или нет и сколько оно прослужит. Разумеется, заказчик утверждает, что «проверит и проконтролирует», но прошлый опыт работы над подобны проектами не внушает оптимизма.
(И, кстати, из каких источников власти Кыргызстана намерены взять на выплаты Huawei Technologies 60 млн долларов?)
Схема финансирования проекта имеет еще несколько спорных моментов. Главный из которых – неоправданное количество звеньев-посредников в системе сдачи готовой работы и ее оплаты. В условиях Кыргызстана, к сожалению, каждое звено, каждая операция и каждый посредник может стать «черной дырой», в которой часть средств бесследно исчезнет.
2. Гарантия качества.
Какие гарантии предоставляет китайская компания относительно работоспособности оборудования? Кто понесет персональную финансовую ответственность в случае, если результат окажется «ниже ожидаемого»?
Китайская сторона предпочитает заниматься последующим «обслуживанием» своего проекта уже после его завершения. В лучшем случае ремонт начинается после завершения гарантированного срока эксплуатации оборудования. Но если качество работы ниже необходимого, поломки и сбои наступают очень быстро. Для заказчика – это дополнительные расходы, а для исполнителя – заработок.
3. Гласность.
Почему условия проведения тендера и окончательный текст соглашения остается в тайне?
Почему соглашение по проекту, затрагивающему интересы сотен тысяч кыргызстанцев, нигде не опубликовано? Какие дополнительные права предоставила кыргызстанская стороны китайской фирме? Может быть доля от собираемых штрафов или эксклюзивные права на постгарантийное обслуживание? Как будут храниться собранные данные и какова вероятность их утечки в другую страну?
Такая закрытость вызывает опасения. Что остается за рамками протокольных выступлений, остается только догадываться. К сожалению, если звучит слово «гарантия» - это можно перевести как предложение верить чиновникам «на слово». Хочется надеется, что многолетний опыт работы государственной машины с населением научил нас «доверять, но проверять».
Редакция TUZ.KG адресует эти вопросы не только руководству Huawei Technologies, но и премьер-министру Сапару Исакову.
Напомним, что 11 января состоялось подписание инвестиционного соглашения между правительством КР и представителями китайской компании Huawei Technologies.
Планируется установить камеры видеофиксации в Бишкеке, Оше и на трех стратегических дорогах. Проект сотрудничества рассчитан на 1,5 года, но, возможно, завершится раньше.
При этом выбор правительством именно этой компании вызывает большие вопросы.
История скандала:
Напомним, в декабре 2015 года стало известно о том, что на имущество китайской компании Huawei в Кыргызстане наложен арест. Информаций об этом тогда поделилась пресс-служба Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями.
Следствием было установлено, что представительство данной компании в Кыргызстане Huawei Tech.Invesment Co LTD в результате участия в формальном тендере путем заключения формальных сделок по проведению работ в рамках проекта прокладки волоконно-оптической связи Ош — Иркештам (ВОЛС) завысило стоимость работ по проекту на 118 миллионов сомов.
По факту, как выяснила ГСБЭП, на данную работу затратили около 300 тысяч долларов, а документально было проведено около 3 миллионов долларов.
После чего, по данным Финпола, чтобы уйти от ответственности и юридических последствий, а также от возмещения ущерба, компания была ликвидирована и вновь создана уже под названием ОсОО "Huawei Tehnologies Bishkek Co LTD".
Кстати. Судя по всему, то дело либо «растворилось», либо решение было такое, что говорить о нем общественности ни в коем случае нельзя. Как и в случае с нынешним инвестиционным соглашением, никакой информации о развитии того дела в публичном доступе нет.
Теперь вам слово, г-н министр!