Сами депутаты признают, что среди них есть те, которые будут всеми силами держаться за свои мандаты
С приходом нового главы государства не исключен скорый роспуск парламента и, следом, отставка правительства Кыргызстана. О подобном сценарии ранее писали TUZ.KG. Примечательно, что подобные прогнозы на протяжении пары месяцев дают и отечественные политологи.
Одна из основных причин – мол, Жээнбекова не устраивает Исаков как премьер, потому что последний слушает указания только Атамбаева. И президенту нужно показать свою самостоятельность, чтобы выйти из тени своего предшественника.
Однако, в действующем Законе КР «О выборах» четко прописано, что для роспуска главного законотворческого органа страны необходимо не столько желание пусть даже основной власти в лице главы государства, сколько самих депутатов. Но насколько они готовы к подобному сценарию, и как относятся к столь неоднозначным для их мандата прогнозам?
Свое отношение к такому прогнозу депутаты обозначили в блиц-опросе TUZ.KG.
Улугбек Ормонов. Парламентская фракция «Бир бол».
«Сейчас роспуск или отставка парламента никому не выгодна. Возможно, это было бы логичнее в конце декабря, но не в середине января уж точно. Поэтому необходимо смотреть на вещи реалистично – момент упущен. Что касается распада коалиции также прогнозируемой отечественными экспертами, то здесь, на мой взгляд, все зависит от того, как ее члены смогут договориться между собой в дальнейшем. Но на данный момент лично я никаких предпосылок к этому, как и к отставке правительства, не вижу. Острых противоречий и разногласий ни среди депутатов, ни между правительством и парламентариями нет».
Алтынай Омурбекова. «Республика-Ата-Журт».
«Действительно, слухи о внеочередных выборах в ЖК муссируются в стране. Но я отношусь к этому крайне отрицательно – все должно происходить в срок. К тому же, причин для роспуска ЖК нет. Более того, несмотря на все нарекания в адрес работы законодательного органа КР, кто даст гарантию, что в следующий придут профессионалы? Также стоит понимать, что если мы говорим о самороспуске парламента, то для этого необходимо 80 голосов действующих депутатов. А это сделать однозначно будет трудно. Второй процедурой, согласно Закону «О выборах КР», после которой происходит роспуск парламента - три неудачных попытки сформировать правительство. А это весьма сомнительно. И третье – самое важное, стоит ли выкидывать сотни миллионов сомов из бюджета республики, если в итоге в новый созыв, пусть и внеочередной, придут те же люди? Ведь за время, отведенное на избирательный процесс, новая политическая элита сформироваться уж точно не сможет. Поэтому только уже с этой точки зрения внеочередные выборы ЖК нецелесообразны для Кыргызстана. А, значит, менять парламент необходимо не такими примитивными и неэффективными мерами, а через системные реформы. Но работать это не будет, пока сами граждане не станут более ответственно, а не с позиции землячества или родства подходить к выбору своих представителей в ЖК.
Относительно прогнозов по распаду коалиции, то здесь я также не вижу предпосылок, как и по отставке кабмина. Однако так легкость, с которой у нас меняется правительство, никогда не будет действенным инструментом. Хотя, критика в адрес работы нынешнего кабмина есть. Например, кадровые вопросы. Поэтому, будет ли оно существовать, станет ясно только весной. При этом стоит понимать, что частая смена правительства – признак нестабильности в стране. Ведь для того, чтобы новый чиновник полностью вник в свою работу, требуется полгода. То есть, за это время важные вопросы не решаются. А это не есть хорошо. И лично я бы вообще предложила ввести мораторий на его смену».
Садык Шер-Нияз. «Ата Мекен».
«Сейчас это вряд ли произойдет. Так как нынешний парламент полностью устраивает власть и поддерживает курс президента. Нет сейчас, на мой взгляд, и ярких депутатов-оппозиционеров, готовых отстаивать иную точку зрения. Поэтому власти не могут дать гарантию, что после роспуска ЖК, в него войдут лояльные к ней представители. Особенно с учетом того, что в обществе сейчас ходят не очень спокойные настроения. Что касается моего лично мнения по возможному роспуску этого созыва ЖК, то я - человек творческий, и для меня наличие или отсутствие депутатского мандата пройдет бесследно, чего не скажешь про других коллег по ЖК. Ведь там есть отдельные «политиканы», немыслящие жизнь без парламента. И они вряд ли согласятся добровольно его отдать до срока».
Исхак Масалиев. «Онугуу-прогресс»
«Вероятность того, что депутаты добровольно сложат с себя полномочия крайне низкая. Тем более, сейчас основная часть парламентариев готова двигаться исключительно курсом власти. Поэтому, такие слухи не имеют под собой основания. И создаются специально, для запугивания депутатов. Также, я сомневаюсь, что готовы парламентарии будут сдать мандат по чьей-то указке. Что касается президента, то у него нет полномочий повлиять на их «желание», да и ротация в СДПК вряд ли что-то изменят. При распаде коалиции соберется новая, и все».
Ирина Карамушкина. СДПК
«Не вижу причин для роспуска ЖК. Тем более, что парламент в последнее время стал спокойным и работоспособным. Конечно, не на 100 процентов, но большая часть все же стала выполнять свои обязанности ответственно. Конечно, есть еще коллеги, игнорирующие дисциплину. Но здесь на мой взгляд необходим пристальный контроль не только их коллег по ЖК, но и общественности. В любом случае, сейчас законодательный орган находится в стабильном режиме и выполняет свои обязанности. К тому же, в бюджете на 2018 год средства на внеочередные выборы парламенте не заложены, а это, надо отметить, удовольствие дорогое. Особенно с учетом того, что недавно прошли выборы главы государства. Следовательно, подобная процедура тяжелым бременем ляжет на отечественную госказну. Поэтому, проще дать парламентариям доработать оставшиеся 2 года.
Предпосылок к развалу коалиции и отставки правительства тоже, на мой взгляд, нет. Относительно последнего вообще понятно, что его смена к улучшениям не приводит. Отрасль надо развивать, проводить в ней реформы, но сделать это при постоянной ротации кадров точно не получится. Если есть критика и нарекания в адрес аппарата чиновников, то здесь проблему надо решать не отставкой всего состава кабмина, а заменой неудачных кадров, на профессионалов. Тем более, что сейчас существует «мостик» между ЖК и правительством в лице вице-премьера-парламентария. И его надо использовать.
Примечательно, что слухи о смене кабмина подогрела и недавняя ситуация с Таможенным кодексом. Но надо признать, что здесь вина лежит не только на правительстве, но и на юридическом отделе ЖК, который не смог увидеть недоработки в документе. Да и ответственность понесли лишь чиновники «среднего» звена правительства, а не его «верхушки». Но все же это не повод его полностью менять. Ведь снова начнутся политические сделки при распределении портфелей от партий, а это однозначно ненужная для страны встряска. Просто стоит провести мониторинг эффективности работы министров и «вычленить» тех, кто непрофессионально справляется со своими обязанностями».