Госдепартамент США заинтересовался клубом региональных экспертов «Пикир»

2954  0

Ну еще бы – тема проведенного экспертами мероприятия – будущий экономический и политический курс Кыргызстана

После президентских выборов и вступления в силу поправок в Конституцию, страна оказалась на новом этапе развития.  А, значит, правительству сейчас необходимо выработать приоритетные направления в политической, социально-экономической и в сфере безопасности, а по внешнеполитическому курсу республики. Эти вопросы отечественные экономисты, политологи и общественные деятели страны обсуждали на круглом столе «Кыргызстан после президентских выборов», организованном Клубом региональных экспертов «Пикир».

Что касается экономического блока, то здесь большинство участников мероприятия сошлись на том, что, несмотря на интеграцию в ЕАЭС, приоритетным направлением для Кыргызстана должно стать сотрудничество с Узбекистаном, Россией и Китаем.

По словам экс-вице-премьер-министра Кыргызстана Олега Панкратова, со сменой главы государства пришло время определиться, куда двигаться дальше.

- Основой любого государства является экономическая стабильность. Поэтому, я считаю, что властям необходимо более детально пересмотреть все проекты. И выбрать те, которые отвечают тем политическим аспектам, которые будут на первом месте. Ведь именно от продуманной политики зависит устойчивость бизнеса. Тем более, что последний наиболее нуждается в независимой судебной системе и гарантиях неприкосновенности собственности. В противном случае инвесторов, желающих работать с Кыргызстаном, будет крайне мало. И это необходимо предусмотреть, - пояснил Панкратов.

Олег Михайлович также коснулся ситуации с Казахстаном. Уточнив, что с учетом полученных уроков ставку стоит делать не только на ЕАЭС, но и на Узбекистан.

- Мы прогнозировали, что конфликт с РК будет разрешен. Ведь его эскалация была не выгодна в первую очередь нашим соседям. И именно они понесли гораздо больше убытков, чем бизнес Кыргызстана. Поэтому, считаю, что отныне ситуация будет развиваться в положительном ключе. Но при этом мы должны повернуть свой взгляд в сторону южных соседей – РУз. После того, как последние заметно активизировали свои внешнеполитические контакты, а с нашей страной произошло потепление, Кыргызстану открылся доступ к 30-ти миллионному рынку Узбекистана. К тому же, соседи по границе не являются членами ЕАЭС, и в этом плане республика может быть им крайне интересна. А сам экономический союз на этапе своего становления только выиграет от этого сотрудничества. Хочу обратить внимание,  что сами отношения внутри ЕАЭС должны строиться в дальнейшем по принципу конкуренции между членами Союза, а лишь с третьими странами.  Было бы хорошо, если бы произошло его сопряжение с китайским проектом «Один пояс – один путь». Именно этот шаг и стал бы определяющим не только для Кыргызстана, но и для всего будущего экономического объединения, - уверен Панкратов.

Многие эксперты также отметили, что недавняя трещина в отношениях с Казахстаном, как лакмусовая бумага, выявила все уязвимые стороны ЕАЭС и его бюрократические моменты.  Тем более, что сама Евразийская экономическая комиссия оказалась практически безучастной к затяжному конфликту внутри объединения. Поэтому развивать и строить свои дальнейшие интеграционные отношения необходимо в этом контексте. К тому же подписание Дорожной карты между нами и РК не даст гарантии, что после вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС в январе 2018 года подобный конфликт не вспыхнет снова.

Такого мнения придерживается и экс-министр экономики Арзыбек Кожошев. Он уверен, что нашей стране необходимо усвоить и «пролечить» существующие проблемные моменты.

- А чтобы разобраться, какие экономические перспективы стоит продвигать, необходимо приглядеться к успешному международному опыту. Я также придерживаюсь мнения о важности «узбекского» направления. Важно, что результаты подобной дружбы уже потихоньку проявляют свое положительное влияние для юга нашей республики. Более того, я считаю, что важно присмотреться и к Пакистану. Ведь многие забывают, что это немалый рынок. А с учетом его ориентирования на сотрудничество с Китаем, его можно рассматривать как самый ближайший морской путь для Кыргызстана в плане торговли уже в обозримом будущем. И это не говоря про статус ВСП+, который имеет всего 10 процентов стран, в том числе и КР. Он дает немалые преференции в торгово-экономическом сотрудничестве с Европой. И этим необходимо пользоваться, - убеждает Кожошев.

Эксперты сошлись и на положительном аспекте развития цифровой экономики, которую в последние годы постепенно внедряет наше правительство. Все подчеркнули, что она, наряду с «зеленой» экономикой, может стать мощным драйвером для развития малого и среднего бизнеса Кыргызстана. Но без политической стабильности, главенства закона и борьбы с коррупцией, роста бизнеса в нашей стране не будет. Поэтому новой власти необходимо эти три направления взять за основу.

Отметим, что  в центре обсуждения находилась недавняя ситуация с Казахстаном. Как подчеркнул модератор круглого стола Игорь Шестаков, урегулировать проблему удалось лишь благодаря встречи двух глав государств – Сооронбая Жээнбекова и Нурсултана Назарбаева в Минске в рамках саммита ОДКБ. Ее итогом стало подписание Дорожной карты. Но как отныне должны развиваться отношения между нами и Казахстаном, чтобы избежать подобной ситуации в будущем?

Эксперт из РК Расул Бахамов считает, что причина проблемы – слабая информированность кыргызстанских бизнесменов.

- Многие до сих пор задаются вопросом по поводу требуемой документации по провозу товаров из КР через границу. Поэтому здесь необходимы разъяснения от госорганов. К тому же не помешала бы и помощь от государства аграриям Кыргызстана, ориентированным на производство плодовоовощной продукции, как это делается в Казахстане. Тем более, что этот сектор экономики, наряду со швейным и горнопромышленным, являются стратегическими и экспортоориентированными для Кыргызстана, - отметил Бахамов.

Относительно отношения казахстанских властей к трудовым мигрантам из КР, эксперт из РК заверил, что никаких негативных проявлений здесь нет, несмотря на слухи.

- Избавляться и повсеместно штрафовать их никто не собирается. Они работают, и продолжат свою деятельность и дальше. Тем более, что и казахстанский бизнес работает в КР без каких-либо ограничений. Что же касается вопросов сотрудничества КР и РУз, то, на мой взгляд, здесь идет определенное совпадение по товарам. Поэтому, надо ориентироваться не столько на реализацию продукции в Узбекистан, сколько на взаимную торговлю. Да и КР сможет пользоваться при подобном раскладе транспортными и логистическими путями РУз, - подчеркнул Бахамов.

Эксперты сошлись на том, что даже при урегулирование ситуации с Казахстаном, конфликтным потенциал все же так и остался не исчерпан. По словам политолога Эдила Осмонбетова, он вполне может вспыхнуть в следующем году, ведь неизвестно, как именно КР будет реализовывать таможенные регламенты ЕАЭС.

- Центральная Азия пришла в геополитическое движение. Показателем этого явилось обострение отношений с РК и новая политика РУз. Но надо понимать, что даже при наличие немалого интереса к строительству Камбараты, водные проблемы стоят для южного соседа довольно остро. Однако инвестировать в нашу энергетику они вряд ли смогут. У них просто нет на это средств. Есть они пока лишь у России. При этом, платить за воду, как за товар, они, как и РК, также вряд ли согласятся. Хотя совершенно нерационально ее используют. Поэтому, здесь все очень шатко, - резюмировал Осмонбетов.

Что же касается дальнейшего интеграционного будущего КР в ЕАЭС, то, по мнению политолога, конфликт с РК показал, что документы и обязательства по зоне свободной торговли, к сожалению, не работают.

- Но ситуация подняла серьезный пласт проблем для республики. Например, необходимость в кратчайшие сроки создания лабораторий и сертификационных центров. Даже при потеплении отношений с северным соседом, это снизит нашу уязвимость. Тем более, что никто не даст гарантию, что в будущем граница вновь не будет закрыта. Поэтому, новым властям и главе государства стоит направить свои усилия на решение этих важных вопросов, - подытожил Осмонбетов.

Понятно, что после президентских выборов страна встала на новый путь своего развития. Преемственность политической элиты обеспечила продолжение начатых прежней властью задач. И от того, как они будут реализованы, будет зависеть и наше будущее.

А что же с представителем американского посольства? Какую должность занимает этот высокий мужчина кавказской внешности в черном пальто и солидном костюме, неизвестно. Он пришел на круглый стол и скромно стоял в уголке. Когда его, как и всех других присутствующих – не экспертов, попросили представиться, он с видимым неудовольствием признал, что из Посольства США в Кыргызстане. Дорогого гостя усадили за стол, чтобы было удобнее записывать – а в блокноте, куда он делал пометки, то и дело мелькало – Russia, Russia, Russia…

Так что можем поздравить Клуб региональных экспертов «Пикир» - мероприятиями которого заинтересовался Государственный департамент США. С почином!

URL: https://www.tuz.kg/792
Теги:
Комментарии
Правила комментирования
На нашем сайте нельзя:
  • нецензурно выражаться
  • публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • угрожать явно или неявно любому лицу
  • публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
НАВЕРХ  
НАЗАД