И прикарманить бизнес «Транс Азия Экспресс»
Около месяца назад в сводках новостей промелькнула информация о том, что 27 сентября 2017 года ГКНБ КР в отношении должностных лиц ЗАО «Транс Азия Экспресс» Э.А., А.Т., Т.Т. и И.У. было возбуждено уголовное дело по фактам присвоения вверенного имущества в особо крупном размере с использованием служебного положения, причинения ущерба и злоупотребления полномочиями. Кроме этой скупой информации, никаких официальных комментариев ни от государственных органов, ни от представителей упомянутых компаний не последовало. ГКНБ КР факт возбуждения уголовного дела подтвердил, но от дальнейших комментариев отказался. Об этом мы уже писали.
Наверняка это уголовное дело так и осталось бы незамеченным широкой общественностью, однако дискуссии, развернувшиеся на некоторых интернет-форумах, фамилии людей и названия компаний, вовлеченных в эту историю, в очередной раз привлекли внимание нашей редакции.
Напомним, что под аббревиатурами должностных лиц «Транс Азия Экспресс», в отношении которых возбуждено уголовное дело, скрываются президент компании Акматов Э.Б., а также члены совета директоров Токтосунов А.И. и Турумбеков Т.Н. Все трое – очень примечательные лица, объединяет которых не только многолетняя дружба, но и небескорыстная любовь к авиации в общем, и к аэропорту «Манас» - в частности.
Так, в биографии бывшего вице-президента ОАО «Международный аэропорт «Манас» Эрика Бекболотовича Акматова значатся высокие посты в руководстве ЗАО «Компания Манас Менеджмент», авиакомпаниях «Алтын Эйр» и «Эйр Манас». Сейчас г-н Акматов - совладелец авиакомпании «Avia Traffic Company» и акционер одного из кыргызстанских банков.
Талайбек Насырканович Турумбеков, тоже экс-вице-президент ОАО «МАМ», был уполномоченным представителем по выборам кандидата в президенты Каната Исаева (находящегося сейчас в СИЗО ГКНБ), а сейчас состоит в совете директоров государственного РСК-Банка.
Третья фигура не менее колоритна. Асан Иосифович Токтосунов уже более 10 лет бессменно возглавляет расположенную в аэропорту «Манас» крупную и скандальную «Компанию Манас Менеджмент». С момента назначения на эту должность в 2007 году, он «пережил» одну революцию, не менее шести различных руководителей, составов правлений и советов директоров ОАО «МАМ». Он оставался на посту и до, и после того, как в 2015 году эта компания перешла под 100% контроль ОАО «МАМ». Факт такой удивительной «живучести», при любых властях и невзирая ни на какие катаклизмы, уже сам по себе характеризует предприимчивость г-на Токтосунова – он не тонет!
Однако интересы Асана Иосифовича авиацией не ограничиваются, и включают в себя железнодорожную и финансовую отрасли: он владеет и управляет широко известной среди железнодорожников компанией «Транссистема-Бишкек» и так же, как г-н Акматов, владеет пакетом акций одного из крупных кыргызстанских банков.
Все три указанных гражданина характеризуются как личности весьма состоятельные, входящие в бизнес-элиту страны и имеющие друзей, партнеров и покровителей на очень высоком политическом уровне, что причисляет их к касте «неприкасаемых», которым все «как с гуся вода». Поэтому факт возбуждения в отношении них уголовного дела показался нам еще более удивительным.
Пострадавшей стороной в уголовном деле оказалась компания T&F Trade & Finance Ges.m.b.H., известная в нашей стране тем, что в 2015 году продало ОАО «МАМ» 80% акций ЗАО «Компания Манас Менеджмент» - грузового терминала и центра бортового питания в аэропорту «Манас».
В ЗАО «Компания Манас Менедждмент», куда мы обратились за разъяснениями, предоставлять любые комментарии отказались, телефоны ЗАО «Транс Азия Экспресс» ответили молчанием. Связаться непосредственно с фигурантами уголовного дела Токтосуновым, Акматовым и Турумбековым редакции не удалось. А вот управляющий делами компании T&F Trade & Finance Ges.m.b.H. г-н Якоб Конопатч через переводчика – ни по-русски, ни по-кыргызски г-н Конопатч не говорит – согласился ответить на наши вопросы.
- Компания T&F на протяжении многих лет участвует в реализации инвестиционных проектов в Европе и на постсоветском пространстве, - начал свой рассказ г-н Конопатч. В Кыргызской Республике мы владели акциями или долями в нескольких компаниях. Для увеличения грузопотоков через наш совместный с ОАО «МАМ» грузовой терминал в аэропорту «Манас», в 2009 году мы учредили логистическую компанию «Транс Азия Экспресс». Еще раз подчеркну – компанию основала австрийская сторона.
В 2011 году президентом «Транс Азия Экспресс» был назначен Эрик Акматов – человек достаточно известный в авиационной отрасли, с которым мы договорились о совместном развитии этого бизнеса. Согласно договоренностям, 46% акций «Транс Азия Экспресс» мы передали тем людям, которых он нам представил, в том числе его супруге и дочери его друга, генерала милиции Исаева. 54% акций «Транс Азия Экспресс» остались за австрийской стороной.
Используя наши общие связи, опыт, а также возможности других наших дочерних компаний, ЗАО «Транс Азия Экспресс» удалось наладить тесные взаимоотношения и заключить контракты со всеми основными авиакомпаниями, грузоперевозчиками и клиентами. В результате, к концу 2016 года «Транс Азия Экспресс» стала одной из крупнейших компаний страны в области организации грузовых авиаперевозок, оказания курьерских и брокерских услуг. Австрийская сторона как акционер ни цента от деятельности компании за все эти годы не получала, все средства использовались на развитие бизнеса.
Однако, полгода назад от некоторых сотрудников нам стала поступать информация о том, что, в конце прошлого года Президент ЗАО «Транс Азия Экспресс» Эрик Акматов и член совета директоров Асан Токтосунов создали новую компанию – ОсОО «Транс Азия Экспресс Плюс».
Мы долго не могли поверить в эту шокирующую информацию, наши партнеры и друзья не могли так с нами поступить! К сожалению, эта информация оказалась правдой - логотип, адрес местонахождения, номера телефонов, интернет-сайт, директор, главный бухгалтер, персонал – все в ОсОО «Транс Азия Экспресс Плюс» было практически идентично. Разница лишь в этом «Плюсе» в названии. И в том, что учредителями «Транс Азия Экспресс Плюс» оказались близкие родственники наших местных менеджеров - супруга Эрика Акматова и дочь Асана Токтосунова. Нашей компании в составе учредителей «Плюса», конечно, не было.
Практически сразу после создания «Плюса», Акматов от имени «старой» компании расторг, а от имени «новой» - перезаключил все контракты со всеми авиакомпаниями и клиентами и вывел в «Транс Азия Экспресс Плюс» весь наш бизнес.
Делалось все очень просто и цинично: все доходы от бизнеса стали поступать на счета их с Токтосуновым новой компании «Транс Азия Экспресс Плюс», а основные расходы продолжали оплачиваться из кармана нашей «старой» компании. Так, втайне от нас и наших представителей, буквально за 2-3 месяца, бОльшая часть накопленных денег и весь бизнес, который строился на протяжении долгих шести лет, оказались на счетах и в руках «Плюса». А наша успешная и прибыльная компания «Транс Азия Экспресс» в результате противозаконных действий указанных лиц оказалась на пороге банкротства.
Более того, выяснилось, что Эрик Акматов не только допускал нарушения при ведении бухгалтерии компании и выплате налогов в бюджет, но и просто присваивал денежные средства ЗАО «Транс Азия Экспресс».
- Чем же вы их так обидели?
- Наверное тем, что слишком сильно доверяли своим партнерам, и недостаточно пристально контролировали их деятельность. Хочу особо подчеркнуть, что компания T&F все договоренности перед Токтосуновым и Акматовым всегда выполняла. Например, г-ну Токтосунову, который был обычным наемным менеджером, за 8 лет работы в ЗАО «Компания Манас Менеджмент» в качестве вознаграждения было выплачено более 800 тысяч долларов США. А если учесть и другие бонусы, полученные им и членами его семьи от нашей компании, сумма перевалит далеко за 1 миллион долларов.
Более того, с ним был заключен договор, по которому г-н Токтосунов получил право выкупить долю и стать одним из акционеров головной компании, чтобы иметь возможность участвовать в конечном распределении прибыли. Однако он, по неизвестной мне причине, этой возможностью не воспользовался.
Г-н Акматов через своих близких получил 46% акций ЗАО «Транс Азия Экспресс», был назначен руководителем компании, его друзья - избраны в совет директоров. То есть было сделано все для того, чтобы компания развивалась, а г-н Акматов лично был заинтересован в конечном успешном результате и получал прибыль от деятельности компании.
Мне кажется, что отношение к нашей компании с их стороны изменилось после того, как в 2015 году компания T&F продала ОАО «МАМ» акции ЗАО «Компания Манас Менеджмент». Видимо, они решили, что раз в Манас Менеджменте нас больше нет, значит и в других проектах как партнеры мы больше не представляем для них интереса. Следовательно, и прибылью от деятельности «Транс Азия Экспресс» с нами делиться не надо, проще все забрать себе.
- Пробовали ли вы прояснить эти вопросы со своими бывшими партнерами и найти мирный выход из сложившейся ситуации до того, как обратились с заявлением в правоохранительные органы?
- Представители нашей компании неоднократно пытались поговорить с Акматовым и Токтосуновым и найти справедливое решение. Если наши партнеры по каким-то причинам решили, что дальнейшее совместное развитие ЗАО «Транс Азия Экспресс» больше невозможно, то нужно было бы об этом заявить открыто, договориться о разделении накопленной прибыли, принять решение в отношении активов и обязательств, подвести итоги совместной деятельности. И расстаться цивилизованно, а не обкрадывать компанию и не выводить из нее бизнес и деньги. В июне 2017 года мы предприняли еще одну попытку решить все вопросы внутри компании и письменно обратились к акционерам и всем должностным лицам ЗАО «Транс Азия Экспресс». К сожалению, мы не нашли понимания с их стороны, а незаконные действия по выводу нашего совместного бизнеса и накопленных активов продолжились уже открыто и с удвоенной скоростью. Нам не оставалось ничего иного, кроме как обратиться за защитой в правоохранительные органы.
- Имеют ли какое-то отношение к компании T&F наши бывшие сограждане, а ныне – граждане Австрии, братья Толстуновы?
- Они - одни из инвесторов компании T&F. Господа Толстуновы имеют серьезную репутацию как в Австрии, так и за ее пределами, что позволяет им поддерживать контакты во многих странах на самом высоком экономическом и политическом уровнях. Один из них, учитывая многолетний успешный опыт в бизнесе, оказывает большую помощь нашей молодой команде менеджеров, осуществляющих оперативное управление компанией. Другой посвятил себя духовному служению, и на протяжении последних десяти лет занимается крайне важной для нашей компании задачей: организацией благотворительной социальной и медицинской помощи нуждающимся, в том числе больным различными формами рака, обеспечением лекарствами, организацией обучения талантливых студентов, финансированием проектов в сфере искусства и культуры. Очень большая часть этой помощи предназначается гражданам Кыргызстана.
- Существует мнение, что к нам в страну то и дело лезут мошенники всех мастей и масштабов, которые пытаются поживиться за счет деловой неискушенности кыргызстанцев. Дело вокруг «Транс Азия Экспресс» не такое?
- Абсолютно нет. Ознакомьтесь с биографиями Акматова, Токтосунова и Турумбекова. Их опыт и жизненный путь свидетельствует о чем угодно, но только не о деловой неискушенности, за счет которой можно поживиться заезжим мошенникам, - такие откусят руку по локоть! Они - менеджеры компании, которые, по нашему мнению, сознательно грубо нарушили закон, причинили нашей компании многомилионный ущерб и должны за это ответить. В свою очередь, все инвестиционные проекты компании T&F в Кыргызстане открыты и прозрачны. Если бы нам было что скрывать, согласитесь, вряд ли бы мы сами обратились в правоохранительные органы.
Я Вам скажу даже больше. За последний месяц мы получили большое количество звонков с поддержкой, общий смысл которых сводится к следующему: если компания T&F доведет уголовное дело до конца, а высокопоставленные покровители не помешают привлечь проворовавшихся менеджеров к ответственности, то этим наша компания окажет очень большую услугу не только аэропорту «Манас», но и государству. Видимо, находящиеся на месте люди знают гораздо больше, чем знаем мы.
- Некоторые СМИ уверены в том, что ГКНБ должно заниматься исключительно вопросами национальной безопасности. Они считают, что Ваше обращение в органы национальной безопасности и последующее возбуждение уголовного дела – лишь попытка надавить на бывших партнеров, запугать их и испортить им репутацию. Тогда как в действительности есть лишь гражданско-правовые споры между акционерами, которые должны разрешаться в суде. Как Вы можете это прокомментировать?
- Если у Вас из кармана украли кошелек, к кому Вы обратитесь для поиска и наказания человека, который вас обокрал? Вы не пойдете в суд. Вы пойдете в полицию, потому что в отношении Вас совершили преступление. Такая же ситуация и в нашем случае: говоря по-простому, у нашей компании тоже украли кошелек – наши деньги и наш бизнес. Сделали это наши бывшие партнеры и менеджеры, нарушив при этом все писанные и неписанные законы и правила, которые только можно было нарушить, в том числе - несколько статей уголовного законодательства.
Адвокаты объяснили мне, что для защиты интересов нашей компании и привлечения виновных лиц к ответственности, мне необходимо обратиться с заявлением в ГКНБ КР, так как наиболее тяжкое из выявленных нами преступлений – присвоение вверенного имущества в особо крупном размере – согласно законодательству Кыргызстана имеет право расследовать только эта организация. После тщательной проверки нашего заявления уголовное дело было возбуждено, а окончательную точку в том, кто прав, а кто виноват, пусть поставит суд. Учитывая то, что г-н Токтосунов имеет вид на жительство Словакии, мы будем использовать все законные возможности для защиты своих прав не только в Кыргызстане, но и в Европе. И я верю, что справедливость обязательно восторжествует, а виновные лица понесут заслуженное наказание – сказал г-н Конопатч.
Поговорив с людьми, знающими внутреннюю кухню в авиационной отрасли, у нас появилось стойкое ощущение, что это дело может быть богато на сенсации, потянув за собой весьма неожиданные ниточки и открыв новые направления для следственных органов. Пока же для нас остается непонятным, почему подозреваемые в совершении уголовных преступлений лица до сих пор продолжают занимать руководящие должности в компаниях, прямо или косвенно принадлежащих государству – РСК-Банке и ЗАО «Компания Манас Менеджмент»? Не является ли сам факт возбуждения уголовного дела основанием для хотя бы временного – на период следствия – их отстранения от должностей? А также для того, чтобы контролирующие органы повнимательнее присмотрелись к самим этим компаниям – может и там не все гладко?
В одном нельзя не согласиться с австрийским бизнесменом: вор должен сидеть в тюрьме. Наша редакция надеется, что вне зависимости от имен и должностей заступников, это уголовное дело не получится замять, и оно будет доведено до логического конца. А мы будем продолжать следить за его развитием.