В «варшавские скандалы», к сожалению, вовлекается и Кыргызстан
Сегодня в Варшаве завершает работу крупнейшая в Европе конференция по правам человека, которую ежегодно организует Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ.
На мероприятии, где принимают участие официальные лица, представители гражданского общества из 57 стран, обсуждаются вопросы, связанные с правами и свободами человека. По крайней мере, так позиционирует себя сама организация. Но в реальности, с каждым годом, это заседание все больше напоминает «политический цирк», где разыгрываются и международные скандалы.
«Конференция по правам человека, проходящая традиционно в Варшаве, сама стала вопиющим нарушением прав человека. Происходящие на ее полях события, противоречат самой идее Совещания. Все это говорит о том, что организация стала политизированной, а ее оценки вряд ли можно считать объективными. Мы видим, как ОБСЕ осуждая действия какой-то определенной страны, за такие же точно действия не осуждает другие страны. А это и есть политика двойных стандартов», - отметил политолог Кубатбек Асанов.
Второй год подряд в «варшавские скандалы» чиновниками ОБСЕ вовлекается и Кыргызстан.
Так, в прошлом году в ходе ежегодного Совещания Бюро ОБСЕ по человеческому измерению, проходившего в Варшаве, выступил осужденный в нашей стране за разжигание межэтнической розни экс-депутат Жогорку Кенеша КР Кадыржан Батыров, который использовал площадку БДИПЧ ОБСЕ для озвучивания своих «оценок» ситуации в республике. Тогда официальная делегация Кыргызстана покинула Совещание. Позднее власти страны оценив действия организации, как политику «двойных стандартов», неуважение к решениям суверенного государства и вмешательство в его внутренние дела, приняли решение о снижении статуса ОБСЕ в КР до программного офиса.
В этом году варшавский доклад Организации по Кыргызстану вновь обрушил шквал критики в адрес республики.
«Несмотря на решение Комитета ООН по правам человека, призвавшего немедленно освободить правозащитника Азимжана Аскарова, этого сделано не было. Сохранялась системная безнаказанность недозволенного обращения и пыток, продолжались насилие и дискриминация в отношении уязвимых групп: женщин, детей, мигрантов, представителей национальных меньшинств, включая инакомыслящих», - говорится в докладе ОБСЕ.
Кроме того, докладчик подверг острой критике проект Конституционного закона КР «О гражданстве», находящийся на рассмотрении Парламента КР, а также Конституционную реформу, проведенную в прошлом году. Так, по словам докладчика, несмотря на широкую критику со стороны гражданского общества и политической оппозиции, на референдуме 11 декабря 2016 года около 80-ти процентов от числа принявших участие в голосовании граждан республики поддержали изменение Конституции.
«В августовском совместном заключении Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека и Венецианской комиссии Совета Европы отмечалось, что предлагаемые изменения в Конституцию негативно скажутся на балансе между ветвями власти, усиливая полномочия исполнительной власти и ослабляя как парламент, так и – в большей степени – судебную власть», - говорится в докладе миссии.
Помимо всего прочего, в отчете содержится возмущение ОБСЕ по поводу снижения статуса Организации в Кыргызстане, и даже упрек в том, что КР не выполняет свои обязательства в качестве члена организации. «Несмотря на затянувшуюся реформу правоохранительных органов и закрытых учреждений в Кыргызстане, на острые проблемы общественной безопасности, конфликты на спорных приграничных территориях, статус ОБСЕ в Кыргызстане был изменен по инициативе властей страны после октября 2016 года», - отмечается в докладе.
«Варшавский доклад по Кыргызстану говорит о том, что полученный «урок» ОБСЕ не усвоила, и с прежним рвением продолжает вмешиваться в дела суверенного государства, ставя под угрозу его целостность и независимость», - подчеркнул эксперт Кубатбек Асанов.
И что примечательно, особый акцент в докладе сделан на интеграцию Кыргызстана в ЕАЭС. Как указывается в документе, «начиная с момента вступления КР в данное объединение, ситуация с правами человека в Кыргызстане резко ухудшилась». Из чего сам по себе напрашивается вывод, что ОБСЕ не просто не одобряют участие республики в Евразийском экономическом союзе, но и всячески препятствуют процессу сближения стран в его рамках.
«ОБСЕ хоть и выступает от имени европейцев, по сути является организацией, играющей на стороне США в большой войне за ресурсы России и Центральной Азии. Сейчас их деятельность направлена на развал самой России на мелкие государства, а также на отделение центральноазиатских республик и недопущения их объединения с Россией. Все это делается через сеть НПО и насаждение либерализма и демократии. Потому что Запад и США боятся, что Россия может создать дубль Советского Союза», - отметил политолог Кубатбек Асанов.
Сочли необходимым изменить статус ОБСЕ и в соседнем Таджикистане. Отношения властей республики и представителей международной организации испортились в сентябре 2016 года, когда официальная таджикская делегация наряду с делегацией Кыргызстана покинула Совещание ОБСЕ по правам человека в Варшаве. Причиной стало активное участие в мероприятии членов запрещенной в РТ Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ).
Позже в декабре 2016 года глава таджикского МИДа Сироджиддин Аслов на Пленарном заседании 23-го совещания Совета министров иностранных дел ОБСЕ указал на наличие в работе организации политики двойных стандартов. А в конце мая нынешнего года делегация Таджикистана и вовсе отказалась участвовать в совещании ОБСЕ в Вене без объяснения причин. Даже, несмотря на то, что на нем планировалось обсуждение борьбы с терроризмом, экстремизмом, международного сотрудничества и защиты свободы слова в интернете, т.е. приоритетных для РТ тем.
Проигнорировали соседи и нынешнее заседание Европейской организации по безопасности и сотрудничеству. Так, ожидалось, что Таджикистан будет представлять правительственная делегация во главе с детским омбудсменом Раджабмо Хабибуллозода. Но заседание по теме «Таджикистан в фокусе внимания» прошло без их участия. Причиной стало участие в Конференции делегаций запрещенных в стране Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) и «Группы 24». При этом, ранее власти Таджикистана сделали заявление, что в случае их участия в конференции, миссия ОБСЕ в Таджикистане может быть окончательно закрыта.
Но, как видно, предупреждения правительства суверенного государства для международной организация – пустой звук. В итоге на нынешнем заседании все-таки выступил глава ПИВТ Мухиддин Кабири. Реакция Душанбе не заставила себя ждать. Как сообщает таджикское национальное издание «Ховар», инцидент 2016 года не стал поучительным уроком для ОБСЕ. «Сегодня, когда ситуация с ПИВТ повторяется, возможное окончательное закрытие Миссии ОБСЕ в Таджикистане станет, как говорится, адекватной и симметричной мерой на её деятельность», - отмечается в сообщении.
«Понижение статуса миссий ОБСЕ в Бишкеке и Душанбе и закрытие филиалов Организации в городах Кыргызстана и Таджикистана – это важный шаг в восстановлении реального суверенитета этих стран. В ближайшее время власти центрально-азиатских государств будут стремиться к тому, чтобы и вовсе избавиться от назойливой «опеки» со стороны ОБСЕ, как это сделали большинство постсоветских республик – Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Азербайджан и Армения» - уверен Кубатбек Асанов.
Еще один скандал нынешнего Совещания был связан с Крымом. Модератор ОБСЕ в угоду делегации Украины, которая потребовала от председателя ОБСЕ лишить слова представителя Крыма, отказал в выступлении Андрею Трофимову. При этом, доводы российской стороны никто слушать не стал. После чего, российская делегация назвала подобную позицию ОБСЕ нарушением «международного права» и покинула заседание.
Инцидент, произошедший с крымской делегацией во время Варшавской Конференции по человеческому измерению в этом году, дал основания обсуждать перспективу и целесообразность выхода России из ОБСЕ по собственной инициативе, учитывая очевидный антироссийский вектор деятельности организации.
Между тем, международные эксперты уверены, что если Россия и ряд других государств покинут «европейцев», «данная организация очень скоро закончит свое существование». При этом, они отмечают, что ОБСЕ превратилась не в защитника мировой безопасности, а в «жандарма», ангажированного Западом и США.
«Опыт сотрудничества постсоветских государств с ОБСЕ, а также складывающаяся геополитическая ситуация дают реальные основания полагать, что Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе преследует целью не обеспечение безопасности, а создание условий и предпосылок для вмешательства Штатов и Европы во внутренние дела независимых государств, не попавших под «должное» влияние Запада. Т.е. ОБСЕ превратилась в один из геополитических инструментов США и их союзников по НАТО, который осуществляет поддержку прозападных политических сил, организацию массовых беспорядков, свержение неугодных режимов. Не секрет, что в свое время представители ОБСЕ сыграли большую роль в смене режимов на Украине, в Грузии, в Кыргызстане и т.д. Кроме того, структуры ОБСЕ не раз были уличены в создании дипломатического прикрытия для разведок стран, входящих в Североатлантический альянс» - уверен политолог Кубатбек Асанов.
Специфика деятельности ОБСЕ в последнее время все более открыто демонстрирует субъективность и «личное отношение» к тем или иным государствам. Например, в 2008 году во время конфликта в Южной Осетии, ОБСЕ «поймали» на том, что ее сотрудники передавали Грузии данные о местонахождении российских войск.
Еще один пример – в ходе мониторинга ОБСЕ в Тавушской области Армении, на государственной границе Армении и Азербайджана, азербайджанские вооруженные силы открыли огонь. Однако, заявлений, осуждающих действия Азербайджана, ОБСЕ так и не сделала. Из чего власти Армении сделали логичный вывод: «Тот факт, что ОБСЕ «не видит» проблемы в подобных инцидентах, не делает выводов и не высказывает осуждающих оценок в адрес Азербайджана, лишь в очередной раз свидетельствует о политике двойных стандартов, которой придерживаются «европейцы».
Все эти примеры однозначно не вяжутся с основной задекларированной целью Организации - сохранением мира и безопасности. А если так, то вероятность того, что уже в ближайшее время ОБСЕ потеряет множество своих членов, достаточно велика. И тут есть два варианта, либо ОБСЕ действует в рамках своей официальной миссии, что в принципе не возможно, либо, что вероятнее, попросту перестает существовать за выработкой своего потенциала – страны постсоветского пространства более не намерены держать «миссионеров западной демократии» на своей территории.