А ведь этим течением интересовался и Чингиз Айтматов.
Любопытную фотографию и описание к ней разместила в FB некто Alina Ruud. Вот, что она пишет:
«Приверженцы Веры бахаи Самарканда. Фотография приблизительно 20-х годов. Автор неизвестен.
Известно, что в 1910-х годах усилиями бахаи в Самарканде были открыты школы для мальчиков и девочек, было организовано женское собрание, 15 подписчиков получали журнал «Звезда Запада» на английском, издававшийся в период с 1910-1935 в США , четыре раза в неделю проходили встречи для интересующихся и членов общины. И, следуя примеру ашхабадских бахаи, было подано прошение правительству на разрешение строительства Дома поклонения в Самарканде.
В 20-х годах начались притеснения бахаи. Появились публикации о «буржуазности» и «антимарксистской идеологии» учения. В Малой Советской Энциклопедии, изданной в 30-х годах, вера Бахаи была представлена как «марионетка западного империализма».
Некоторые из самаркандских бахаи были депортированы в Иран, некоторые, за свои убеждения, отбывали срок в ГУЛАГе, некоторые казнены. Тем кто остался, было запрещено встречаться.
Во втором ряду, второй справа (в белой чалме и полосатом чапане) - Мулло Давлат Накибов из Охалика, расстрелян в 1939 году. Второй слева - Вадуд Махмуди - дважды репрессирован, в общей сложности 27 лет в лагерях. К сожалению, не могу назвать имён других. Но по словам Вадуда Махмуди, это не друзья или единоверцы - это души друг друга.
Потомки этих людей до сих пор живут в Самарканде».
Участники дискуссии в этой теме указали, что и по сей день бахаи «функционируют» в Центральной Азии. Правда, не всегда успешно.
Так, в 2009 году Хамзинский районный суд города Ташкента выдворил из столицы Узбекистана без права въезда гражданина Казахстана, 36-летнего Тимура Чекпарбаева. Такая участь постигла казахского гостя за активную пропаганду идей религиозной общины «Бахаи», со ссылкой на решение суда сообщают местные Интернет-СМИ.
«Со стороны кажется странным, как иностранец сумел за короткий срок сколотить серьезную религиозную общину, в которую вошли молодые люди не только из Ташкента, но и Джизакской, Бухарской областей Узбекистана», - пишет автор статьи на веб-сайте gorizont.uz, курируемом Службой национальной безопасности Узбекистана. – «Однако в Узбекистане «миссия» проповедника идей религиозной общины «Бахаи» оказалась короткой. 24 июля сего года за проведение своего очередного «схода» в доме 36 по улице Байкурганской, что в Хамзинском районе Ташкента, господин Чекпарбаев был задержан и передан в руки правосудия».
Решением Хамзинского районного суда он был приговорен к 15-суточному аресту и депортации из Узбекистана без права повторного въезда.
«В принципе, у Чекпарбаева не было возможности официально вести миссионерскую деятельность ввиду того, что сама бахаи так и не признана мировым сообществом в качестве самостоятельной и официальной религии», - сообщает автор статьи. – «Таким образом, у этой идеологической диверсии имелись вполне четкие и ясные цели, связанные с усилением геополитического влияния Ирана, внесения смятения в души миллионов жителей Узбекистана. А морального урона, нанесенного неокрепшим душам молодым людей (кстати, среди так называемой паствы господина Чекпарбаева были и несовершеннолетние дети!) не восстановить так легко».
* * *
Согласно Википедии, Вера Бахаи - это одна из молодых религий откровения (то есть религий, у которых есть собственные Священные писания). Её основатель Бахаулла (1817-1892) почитается бахаи как последний из ряда «Богоявлений», который, помимо Бахауллы, включает Авраама, Моисея, Будду, Заратустру, Иисуса Христа, Мухаммеда, Баба и другие подобные фигуры. Вера Бахаи оформилась в 1844 году в Персии как самостоятельная религия, основанная на откровении её основоположника Бахауллы.
Ныне в мире насчитывается свыше 5 миллионов последователей бахаи в 188 странах и на 45 зависимых территориях. Части священных писаний веры бахаи переведены более чем на 800 языков мира. Главные темы учения бахаи - единство Бога, единство религий и единство человечества. Напоминая об аналогичных учениях прежних Богоявлений, Бахаулла заявляет, что существует только одна религия – «неизменная Вера Божия, вечная в прошлом, вечная в грядущем».
И да, этим течением интересовался Чингиз Айтматов. Его книгу «Встреча с одним Бахаи», в котором описывается беседа писателя с Фейзоллой Намдаром, бахаисты цитируют наряду с высказываниями о Бахаи Льва Толстого.