"Шах и мат" от Атамбаева, или что происходит сейчас в стенах парламента страны
Депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики прямо сейчас "выбирают" премьер-министра Сапара Исакова и предложенный им новый состав кабинета министров.
Собственно говоря, что Сапар Исаков будет выдвинут на пост премьера, было понятно давно. Еще на своей летней пресс-конференции, которая прошла в госрезиденции в Чолпон-Ате, президент Алмазбек Атамбаев заявил следующее:
"Когда СДПК искала кандидата, когда спрашивали у меня совета, я предложил провести соцопрос. Было проведено три опроса, в первом лидировал Сооронбай Жээнбеков, во втором - Сапар Исаков".
Каков был результат третьего опроса, президент не указал. Таким образом он прокомментировал притязания Чыныбая Турсунбекова на президентский пост. Собственно говоря, этим же заявлением Атамбаев ясно дал понять, что спикеру не стоит надеяться и на пост главы кабмина.
Вообще, кто бы что ни говорил про Атамбаева, а искусством политической интриги он овладел на достаточно высоком уровне. Чего стоит его заявление, что если бы не было Сооронбая Жээнбекова, он бы поддержал Омурбека Бабанова. И какая после этого развернулась дискуссия "а если бы", "да как бы", да что имел ввиду президент.
Да ничего он не имел ввиду. А лишь отвел внимание от "своих" кандидатов на первые государственные посты.
Кстати, если проанализировать то, что сейчас говорит Сапар Исаков, отчетливо "слышатся" заявления президента Алмазбека Атамбаева на той самой летней пресс-конференции. В том числе что касается "молодых кадров".
Тогда президент заявил, что после ухода с первого поста он хочет "почистить партию, чтобы пришло новое поколение". Этим же посылом сейчас руководствуется и Сапар Исаков, что, мол, в кабмине нужны молодые кадры…
Да что уж и говорить… То, что Сапар Исаков не просто выбор партии, а протеже Алмазбека Атамбаева, никто и не скрывал. И тут следует напомнить еще одно важное заявление президента, что после вступления в силу новой редакции Конституции (а это будет 1 декабря 2017 года), полномочия премьер-министра будут расширены, и пост президента – уже не таким "весомым".
Несколько иная ситуация с Сооронбаем Жээнбековым. Алмазбек Атамбаев неоднократно подчеркивал о крепких личных отношениях со своим возможным преемником на посту президента. Однако Сооронбай Шарипович единица все же менее зависимая от Алмазбека Шаршеновича, нежели тот же Сапар Джумакадырович. Но, опять же, возвращаемся к Конституции, полномочия президента будут урезаны. Однако две эти кандидатуры –– устраивают и юг, и север. Если, конечно, не считать оппозиционных политиков и кандидатов на оба поста.
И складывается внешнее впечатление, что Исаков и Жээнбеков – одна команда. Но это, смеем полагать, будет ошибочным мнением. Скорее они – звенья одной цепи, выстроенной Алмазбеком Атамбаевым. Но вот что касается команд – то они в разных.
При этом у Сапара Исакова она может быть посерьезнее, чем у того же Сооронбая Жээнбекова.
Впрочем, если они оба утвердятся на постах премьера и президента, и будут при этом совместно с парламентом (где лидирующая фракция – СДПК) работать слаженно, проблем с этим быть не должно.
Другой вопрос, что если случится чудо, и Сооронбай Жээнбеков не победит на президентских выборах, а, например, пост президента займет Бабанов или Сариев, или фантастическим образом кто-то из других кандидатов – вот тогда в "цепи" могут возникнуть перебои.
В любом случае именно сейчас в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики происходит первый этап той самой "мирной передачи" власти, о которой говорил президент Алмазбек Атамбаев.
Ну и теперь самым активным образом развернется борьба за победу во "втором этапе" - за пост президента.
Все ж таки какой-никакой, а функционал у него остался.