Сохранение позиций в Афганистане важно для Вашингтона для давления на Китай, Иран и Россию
В начале августа президент США Дональд Трамп потребовал изменений по стратегии Вашингтона в Афганистане. Американский лидер выразил недовольство тем, что Штаты «проигрывают войну» в ИРА. Прошла информация о, якобы, указании Трампа уволить командующего войсками США в этой стране Джона Николсона.
Не исключено, что к миссии в Афганистане будут привлечены частные военные компании.
Как расценивать происходящее на Пенсильвания-авеню, и как это все может отразиться на Кыргызстане?
Послание Трампа специально для TUZ.KG расшифровывает глава Евразийского аналитического клуба, эксперт Центра изучения современного Афганистана Никита Мендкович:
Новое руководство США осознает кризис американской политики в Афганистане. После вывода большей части контингентов в 2014 году - ситуация в стране постоянно ухудшается. Растет активность боевиков на севере страны, расширяется наркобизнес, участились случаи захвата районных и областных центров вооруженной оппозицией. Уход из страны для США неприемлем, так как будет означать кризис доверия к НАТО и потерю авиабаз в Афганистане, которые нужны для давления на Китай, Иран и Россию.
В этой связи в Вашингтоне ищут выход из сложившейся ситуации. Среди возможных вариантов - ввод дополнительных контингентов армейцев, в основном, десанта и служб тыла, чтобы ослабить Талибан и попытаться «еще раз уйти» или сдать операцию с рук на руки ЧВК (Частных военных компаний – ред.).
Эта практика характерна для США. Частные компании широко используются для снабжения военных участий за рубежом, подготовки иностранных военных и даже задач электронной разведки.
Что, кстати, создает почву для различных коррупционных афер. Так, в Афганистане в 2000-е США нанимали ЧВК для охраны конвоев, идущих из Пакистана, на основе «откатов», а те платили за безопасность отрядам талибов. По факту сложилась ситуация, когда американцы платили откаты боевикам.
Идея еще раз привлечь к работе ЧВК, но с более широкими задачами - может вызвать восторг у многих бизнесменов в США. Однако военная эффективность этого плана сомнительна. ЧВК в лучшем случае могут быть советниками при подразделениях афганской армии, а ее эффективность на текущем этапе сомнительна.
В целом ситуация в ИРА плавно ухудшается, однако в ЦА пока не выплескивается за счет барьеров, выстроенных ОДКБ и Узбекистаном. Таджикистанская граница довольно плотно перекрыта благодаря участию России, технической помощи и советникам. На случай больших трансграничных атак сценарии взаимодействия и быстрой переброски контингентов ОДКБ отработаны
Проблемой является контрабанда наркотиков, которая имеет тенденцию к росту. К этому бизнесу, который контролируют Талибан и ИГ, привлекают радикалов по эту сторону границы. Есть риск формирования наркокартелей латиноамериканского образца - криминально-террористических, которые не просто торгуют наркотиками и дают взятки, но и пытаются запугать власти.
«Войны в Афганистане (с 2001 года) и в Ираке (с 2003 года) способствовали росту числа компаний, получавших контракты как напрямую от заинтересованных министерств и ведомств правительств США и Великобритании (Department of State, U.S. Agency for International Development, Department of Defence), различных управлений армии США (Army Corp of Engineers, Logistics Civil Augmentation Program, U.S. Army Contracting Agency southern Region Contracting Center), ООН (UNICEF, UNHCR, UNDP), Всемирной организации здравоохранения (World Health Organization), вновь избранных правительств Афганистана и Ирака, так и от различных транснациональных компаний, занимавшихся различными видами деятельности в областях нефтедобычи, транспорта, энергетики и водоснабжения.
Как правило, при найме на работу ЧВК оказывают предпочтение ветеранам подразделений специального назначения, в том числе и действующим военнослужащим спецназа, формально находящимся в отпуске. Последнее объясняется тем, что сотрудники компаний получают от 200 до тысячи долларов за боевой день, тогда как в армии США солдаты и сержанты получают от 1000 до 4000 долларов в месяц.
Международное право запрещает сотрудникам ЧВК участвовать в боевых действиях при вооруженном конфликте, носить военную форму одной из противоборствующих сторон, применение оружия разрешено только в порядке самообороны.
Рабочая группа ООН при Совете по правам человека в ближайшее время предполагает внесение предложений по урегулированию деятельности ЧВК (задачи, статус, вооружение и т.д.), учитывая их возрастающую роль в регионах со сложной военно-политической обстановкой».
Это уже выдержки из материала Центра политической информации «Частные военные компании и их роль в решении локальных конфликтов». Анализ за 2015 год, но и на сегодня он годен для понимания сути частных военных компаний.
Не удивительно, что есть топ-ЧВК. Некоторые из них, правда, зарекомендовали не с самой лучшей стороны. Кто же из них, в случае необходимости, получить «заказ» на Афганистан?
Вот краткий обзор, предоставленный ресурсом «Chvk.info».
Blackwater
В 1997 году пара морских пехотинцев, Эрик Принс и Эл Кларк, создают собственное охранное предприятие. Этой фирме суждено стать крупнейшей частной военной компанией мира.
Оперативники Blackwater работали (и работают) по всей планете. Убийство мирного населения, контрабанда оружия, наркотрафик — все эти прелести вынудили руководство компании дважды сменить название: сейчас ЧВС именуется Academi.
MPRI
Настоящие профессионалы своего дела. В состав боевого братства MPRI входят 340 бывших американских генералов.
На данный момент эта частная военная компания работает только с Министерством обороны США, но ранее нанимателем мог стать кто угодно. Теоретически, Россия вполне могла бы нанять MPRI для проведения военных действий на территории США. Теоретически.
FDG
К созданию этой ЧВС приложил руку российский офицер. Дмитрий Смирнов стал сотрудничать с подполковником американской морской пехоты Андрэ Родригесом.
FDG предпочитают работать в наименее политизированных военных конфликтах. Точками их участия стали многие африканские страны: Сомали, Гвинея, ЦАР — здесь аббревиатуру FDG знают очень хорошо.
Aegis Defense Services
Не остались в стороне от больших денег и чопорные британцы. Профессионалы из Aegis с удовольствием работают на частных клиентов и постоянно оказывают различные услуги ООН и правительству США.
На данный момент штат компании насчитывает более пяти тысяч человек. Сфера интересов Aegis Defense Services затрагивает Ирак, Афганистан, Бахрейн, Кению и Непал: чаще всего бойцы этой фирмы работают на защите нефтяных приисков.
Northbridge Services Group
Одиозная частная компания, официально имеющая свой филиал на Украине. Вообще, репутация у Northbridge довольно хороша (для наемников).
Эти парни спасли заложников с нефтяной вышки и свергли диктатора Либерии в 2003 году, чем завоевали известную популярность среди населения.