Почему на Иссык-Куле лучше есть в самых грязных забегаловках, чем в «фешенебельных» ресторанах – сумасшедший рассказ алматинки, почему она каждый год возвращается на побережье.
Мы не могли не «украсть» эту авторскую колонку у Comode.kz. Прочтите, и поймете, почему…
Как говорится, каждый алматинец хотя бы раз в жизни ездил на Иссык-Куль. Анастасия Щурова отдыхает на киргизском побережье каждый год. В своей очередной авторской колонке она подробно объясняет - почему.
Каждый август моя семья едет на Иссык-Куль. И каждый раз я посылаю всех к черту и говорю, что ненавижу Иссык-Куль и никуда не поеду. Но все равно еду. Потому что понимаю, что несмотря на все, это очень весело. Потому что дешево.
Я верю в то, что дешевизна отдыха напрямую связана с весельем.
Когда у тебя много денег, это неинтересно, потому что предсказуемо. Ты прилетаешь на самолете, в аэропорту тебя забирает машина с водителем с двадцатилетним стажем вождения, он везет тебя в многозвездочный отель, где кран не протекает и пьяные соседи не орут по утрам, потом ты идешь на завтрак, потом в бассейн при отеле. И так далее. Шанс того, что с тобой случится что-то внезапное, мизерный. А вот когда у тебя нет денег...
Добраться на Иссык-Куль можно множеством способов. Некоторые люди даже летят туда на самолете. Никогда не понимала, как люди, у которых есть возможность лететь на самолете, попадают на Иссык-Куль. Они летели в Турцию, но их пилот решил пошутить и приземлился в Бишкеке? Другого объяснения у меня нет. Многие едут на своей машине или такси. Это быстро, удобно и недорого. Моя семья никогда не выбирает легких путей и едет на автобусе. Автобусе, который по вечерам отходит с автовокзала Сайран. Автобус круче самолета. На нем ты можешь не беспокоиться за перевес багажа и провезти с собой десять ненужных баулов. На нем ты можешь в любой момент сказать "водила, останови, мне плохо". Ты можешь ходить по салону и петь песни. А если повезет, и автобус будет неполный, спать на заднем длинном сиденье. И никто тебя не потревожит и не скажет: "Девушка, поднимите спинку сиденья". Пока ты не доедешь до границы.
Граница – это безумно интересно. Перед границей водитель начинает кричать "граница". Это значит, что вы должны выйти из автобуса, взять свой багаж (тут-то вы и пожалеете о своих десяти баулах) и бежать. Это даже весьма романтично. Бежать, пока слева от тебя блестит колючая проволока, а справа плещется Чу. Где-то через метров пятьсот бега вас ждет казахстанская граница. Она очень серьезная. Чтобы вы помнили, что сбежать из этой страны не так-то просто. На казахстанской границе всегда очень долго обыскивают и сравнивают с фотографией на документах.
Моей сестре всегда говорят: "Это не вы, на документах девушка красивая".
Если с документами все в порядке, вспомнят все ваши штрафы, долги, измены и грехи. В общем, будут мучить вас до последнего. Если все в порядке, нужно будет пробежать еще немного, и там будет киргизская граница.
Киргизский пограничный пункт похож на газетный киоск "Караван". Киргизские пограничники всегда добрые и веселые. Они впускают всех. Мне кажется, даже если у вас нет документов, но вы покажете что-то похожее на документ (карточку Онай, студенческий, профиль в инстаграме), вас впустят. Когда границы пройдены, нужно найти свой автобус. После границы водитель всегда начинает считать людей и недосчитывается двух-трех. "Наверное, штрафы не заплатили", – говорит он и едет дальше. "А если нет?", – думаю я. Что, если они просто не могут найти автобус и бродят по берегам Чу? Дальнейшая судьба этих людей всегда неизвестна.
Автобус приезжает на Иссык-Куль около шести утра. Многие покупают путевки заранее и точно знают, в какое место они едут. Как-то раз мы тоже так сделали и купили путевки в пансионат. Нам обещали, что там будет тихий и чистый пляж. В принципе, нас не обманули. Единственными живыми существами, кроме нас, на пляже были коровы, пришедшие на водопой. С тех пор мы всегда едем "дикарями". Тут главное не прогадать.
По дороге в автобус будут забегать люди и кричать "недорогое жилье, недорогое, почти бесплатно". Когда вы начнете уточнять подробности, они скажут сакральную фразу: "Выходи из автобуса, я все тебе покажу". Здесь нужно подумать, потому что автобус уедет, а вам с этим человеком еще неделю жить. Если вы все-таки поддались и вышли из автобуса, самое главное, не верить всему, что эти люди говорят. Они могут обещать тебе пятизвездочный отель, а на деле это будет обшарпанная халупа. Но киргизы умеют уговаривать, поэтому будьте осторожны. "Здесь дыра в крыше!" - "Зато какие звезды красивые!" "До пляжа далеко?" - "Близко! Сорок минут быстрым шагом". В этот момент надо успеть убежать. Вас начнут ловить другие люди, и, если долго искать, в итоге можно найти нормальное место. Конечно, все идеально там не будет, и потом вы поймете, почему номер такой дешевый. Вас убьет замыканием в ванной или пением людей в караоке напротив, но это будет потом. А сейчас надо поесть.
Есть надо в самых страшных и грязных местах. Там, где, как в вестернах, плюют на стол, перед тем как вытереть его.
Чем грязнее место, тем меньше шанс отравиться, умереть, найти в салате таракана. Однажды мы с сестрой решили пойти в нормальный ресторан. Нашли самый дорогой, с белыми скатертями и меню, напечатанном на цветном принтере. Я отравилась, а моей сестре в салате попалось стекло. Поэтому если видите мух и прозрачные клеенки, не ошибетесь.
На Иссык-Куле очень вкусные блины. Не знаю, почему, но это факт. Поездка на Иссык-Куль – это моя личная неправославная масленица. Я ем блины три раза в день с разной начинкой и соусами. Как-то по телевизору я услышала, что блины перевариваются дольше, чем любая другая пища. Так что, скорее всего, прошлогодние иссык-кульские блины все еще не переварились до конца в моем желудке. И не переварятся никогда. А ведь скоро ехать опять.
После завтрака можно идти на пляж. Пляжи бывают чистые и тихие, но там мало людей и развлечений. Если вы хотите развлечений и шума, есть пляж в селе Бостери. Тот самый, где стоит колесо обозрения и тебе кажется, что ты в Европе, если смотреть только на колесо. Там очень много людей и очень много веселья. "Горячий самса и кукуруза", татуировки на неделю, катамараны, цепочная карусель, "бананы", парашюты, корабли и парусники. И самое лучшее – массаж и гадалки. За тысячу пятьсот тенге вам прямо в песке сделают массаж стоп, которому бы позавидовали все герои "Криминального чтива".
А гадалка как-то сказала мне: "У тебя будет трое детей". По моему выражению лица она поняла, что я не в восторге от такой перспективы, и сказала: "Значит, не будет". Лучшая гадалка в моей жизни.
Когда все это веселье надоест, можно перелезть через забор на тихий пляж "Киргизского взморья" (потому что зачем платить за вход?). И наконец отдохнуть.
В обед можно пойти на базар. Базар – это лучшее, что есть на Иссык-Куле. Дойти туда можно пешком по пустырю. А можно доехать на такси. Нет, не на "Убере". Забудьте про "Убер". На зеленом москвиче без тормозов и кавказцем без прав, который кричит тебе "Если гаишник остановит, то ты моя беременная жена, и у тебя РОДЫ". На самом деле все, что есть на базаре, можно купить на барахолке или на Зеленом базаре в Алматы. Но здесь выйдет дешевле (примерно тенге на двести). Линяющие джинсовые рюкзаки, магнитики, разваливающиеся подсвечники, фруктовые шестидесятиградусные наливки, чай, который, судя по ценам, на восемьдесят процентов состоит из конопли. Духи! Обязательно нужно купить духи. Они стоят три тысячи тенге и, скорее всего, наливаются из той же бочки, что и наливки, но "это дольчи габана оригинал ты чо а?!"
Вечером можно опять пойти на пляж. А можно пойти в ночной клуб или ресторан. По вечерам все рестораны Иссык-Куля становятся похожи друг на друга.
"А сейчас песня для Алексея за третьим столиком. С днем рождения, Алексей, вас поздравляет ваша жена Тамара, счастья, здоровья". Все это перебивается криками "шашлык за второй стол" и хитами Малежика. А можно сидеть в шляпе на балконе пансионата с видом на другой пансионат и объявление "Свежий каракольский ашлянфу", не двигаться, потому что тело уже окончательно сгорело, отмахиваться от метровых комаров, пить клубничную наливку из пластикового стакана, закусывать абрикосом и думать о бытие. Если очень постараться и отвлечься, может даже показаться, что вы на Канарах. Пока из соседнего номера не запоет Стас Михайлов.
По дороге назад казахстанская граница становится еще сложнее. Это длинный железный коридор, в котором ты чувствуешь себя героем фильма про холокост. И думаешь: "За что?" Люди падают в обморок, кричат, бьют друг друга чемоданами. А потом подходит ваша очередь и пограничник, взяв твой казахстанский паспорт, задает совершенно нелогичный вопрос: "Какая цель въезда в страну?" И ты понимаешь, что ответа на этот вопрос у тебя нет.
Источник