Мясо, да, в принципе, практически все продукты, изготавливаемые в Кыргызстане, не соответствуют современным санитарным нормам
Еще в начале года первый вице-премьер КР Мухамметкалый Абулгазиев подверг жесткой критике состояние убойных цехов и точек по продаже мяса в Бишкеке и Оше, и поручил до мая навести в них порядок. Однако по сей день ситуация с их соответствием не решена. Не помог решить злополучный вопрос и разразившийся в начале весны скандал с продажей мертвечины на колбасу на Ошском рынке Бишкека. И хотя проблему периодически муссируют в правительстве, серьезно сдвинуть ее решение с мертвой точки так и не получается.
При этом некоторые отечественные эксперты, поднимая вопрос соответствия нынешнего животноводства нормам и требованиям санбезопасности, заявляют, что их, этих норм, попросту нет. И принятие техрегламента ЕАЭС станет спасением для граждан. Другая часть утверждает, что хотя подобные прецеденты (как продажа мертвечины) имеют место, но в целом ситуация не так безнадежна, как кажется на первый взгляд.
По словам эксперта по аграрному сектору Улана Адамалиева, касаясь вопроса соответствия техрегламентам и нормам мясной продукции, надо понимать, что в целом, мы отвечаем требованиям безопасности, только внутренней.
- Не отвечаем мы более жестким норма и стандартам ЕАЭС. Наши же убойные цеха соответствуют советским требованиям забоя животных. В СССР это было нормально – наличие чистого кафельного пола, проточной воды и отсутствие скоплений мусора и отходов. И такие условия с советских времен у нас остались. Но отсутствие массовых отравлений и эпидемий все же говорит о том, что минимальные требования по гигиене и безопасности наши убойные цеха сегодня выдерживают. Другое дело, если мы хотим интегрироваться не только в ЕАЭС, но и в другой, например, Европейский союз, или поставлять мясо в Китай, то там стандарты пищевой безопасности давно достигли другого уровня. Но это уже вопрос системный, а не эпизоотический. Мы не можем рассматривать стандарты пищевой безопасности в отдельности от других стандартов. У нас в КР нет стандартов вообще, например, по шерсти. И когда наши захотели поставлять изделия из войлока за границу, то выяснилось, что для этого необходимо прописывать техрегламент. И поэтому, касается это не только пищевой продукции, но и всех стандартов в Кыргызстане, - отметил эксперт.
Собесеlник TUZ.KG подчеркнул, что со временем требования к той или иной процедуре значительно меняются, в том числе, законодательно. Просто громкие прецеденты с некачественным мясом создают впечатление их массовости.
- Но наши региональные особенности и высокое потребление подобной пищи вынуждает производить ежедневный забой мелкого рогатого скота в частных подворьях. А культура потребления мяса диктует и культуру забоя тоже. И, чтобы ни говорили, даже в селах не увидишь, чтобы прямо на земле резали скот. Все стараются тушу подвешивать, подставляют для крови посуду, руки моют перед и после забоя, все время моются принадлежности для этого. И делается это потому, чтобы та же шерсть не попала в мясо. Да и за многие века научились резать так, что мясо не загрязнялось посторонними предметами. То есть, сформировалась определенная культура убоя. И для собственного пользования это достаточно высокие требования, которые не имеют ничего общего с ситуацией вокруг перепродажи покусанного мяса и мертвечины на колбасу. По гигиене забоя для внутренних нужд требования соблюдаются в большей своей части. Не соблюдаются международные нормы, - уверен Адамалиев.
Более того, добавил эксперт, невозможно рассматривать отсутствие убойных цехов в отдельности от состояния всего агропромышленного комплекса, когда механизация сельского хозяйства всего 10%, когда цена за продукцию выше потому, что у нас используется ручной труд. И на фоне этого, убойные цеха идут, как один из компонентов, устаревшей системы отечественного агрокомплекса.
И если внутренние нормы к пищевой продукции не смогли искоренить подобные факты продажи некачественного мяса, возможно, это все-таки получится сделать благодаря техрегламентам ЕАЭС.