Кыргызстанским грузоперевозчикам, доставляющим грузы в Россию, разрешили на обратном пути брать попутные грузы по РФ. Что это дает бизнесу и как использовать новую возможность, рассказывает Эмирлан Бейилбаев, директор представительства международной "Биржи грузоперевозок ATI.SU" в Кыргызстане.
С 1 марта 2025 года вступило в силу Постановление правительства РФ №1694, разрешающее каботажные перевозки - то есть доставку грузов по России иностранными перевозчиками. Разрешение касается только стран-участниц ЕАЭС. При этом есть ограничения: иностранные компании могут выполнить до трех перевозок в течение семи календарных дней с момента разгрузки международного груза. Ранее каботажные перевозки были запрещены, что увеличивало долю пустопорожнего пробега и издержки транспортных компаний из других стран.
В ближайшие полгода в сфере каботажных перевозок будет действовать тестовый режим: приказ Минтранса РФ, который регламентирует порядок оформления заявки на подобные перевозки и перечень необходимых документов, вступает в силу только с 1 сентября 2025 года. Поэтому точных, законодательно утвержденных правил, которым должны следовать перевозчики уже сейчас, пока нет. Как нет и санкций за их нарушение.
Требования и правила
При организации каботажных грузоперевозок, если не последует отдельных разъяснений от регулирующих органов РФ, рекомендую руководствоваться приказом Минтранса. В нем прописан порядок подачи заявки и список прилагаемых документов.
Каждая каботажная перевозка требует получения отдельного разрешения, для его получения перевозчику нужно подать заявку в Ространснадзор через Государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Необходимо указать наименование отправителя и получателя, место погрузки и разгрузки, тип груза, его вес или объем. При этом важно представить транспортную накладную, которая подтверждает выполнение предыдущего рейса. Если это международный рейс, нужно приложить соответствующие разрешения.
В будущем перевозчики, не соблюдающие правила и нормы каботажных перевозок, могут столкнуться со штрафами и запретом работать на внутренних направлениях РФ сроком на один год.
Развитие перевозок
В Кыргызстане активно развиваются международные перевозки автомобильным транспортом. Так, количество заявок на перевозки в Кыргызстан из других стран, размещенных на "Бирже ATI.SU" в 2024 году, увеличилось на 37% в сравнении с 2023 годом. По абсолютному количеству заявок лидирует Россия - с приростом в 35%. Заметно прибавила Беларусь - путь в эту страну лежит также через территорию РФ.
Спрос на экспортные перевозки вырос не так заметно - всего на 6%, в то время как годом ранее рост составил 67%. На российском направлении и вовсе не отмечено увеличения спроса. Однако разрешение на каботажные грузоперевозки может изменить ситуацию: маржинальность рейсов в Россию вырастет, и перевозчики смогут предлагать более привлекательные цены на доставку грузов в РФ для кыргызстанских компаний.
Чтобы по максимуму использовать возможности каботажных перевозок, стоит обратить внимание на цифровые логистические сервисы. С их помощью можно находить грузы и составлять маршруты сложных перевозок даже в другой стране, не имея опыта работы и действующих партнеров.
Цифровые инструменты
Логистические платформы и биржи грузоперевозок помогают находить грузы на обратный путь. Достаточно ввести в поиске направление (пункт А и пункт Б), а также вид груза и транспорта и система выдаст актуальные заявки на доставку. При такой схеме работы перевозчик сам определяет маршрут и выбирает наиболее подходящий и выгодный груз вручную.
Однако есть сервисы, которые предлагают автоматически составить цепочку грузов по заданным параметрам. То есть не просто доехать из пункта А в пункт Б, но и по пути забрать несколько грузов и доставить их в несколько мест в рамках выбранного направления, увеличивая маржинальность рейса. Алгоритмы сервиса, анализируя тысячи актуальных заявок, подбирают оптимальные маршруты, учитывающие различные параметры и условия перевозки. При этом составленные цепочки ранжируются по их прибыльности для перевозчика.
Кроме этого, компания может указать дополнительные параметры, например, возможность проведения догруза. И тогда перевозчик по подсказке сервиса может захватить дополнительный груз в промежуточном пункте, получив дополнительный доход.
Цифровые сервисы имеют еще одну важную функцию для компаний, работающих на рынке другой страны. Это комплексная проверка надежности контрагентов, которая включает несколько функций: проверку и верификацию данных о заказчике, справедливый рейтинг и отзывы партнеров, дополнительные сервисы проверки финансовой состоятельности. Кроме этого, наиболее продвинутые платформы используют искусственный интеллект, алгоритмы которого анализируют поведение участников платформы. Обнаружив аномальную активность они сигнализируют о том, что компания требует более тщательной проверки и внимания.
Кыргызстанским грузоперевозчикам, которым интересны международные рынки, стоит воспользоваться разрешением на каботажные перевозки в России. А для этого необходимо научиться работать на логистических платформах, которые присутствуют одновременно в Кыргызстане, России и Беларуси. Нужно начинать выстраивать свою "цифровую" репутацию, выполняя заказы на внутренних направлениях и наполняя паспорт участника положительными отзывами. И тогда можно выходить на российский рынок, предлагая местным грузовладельцам услуги по доставке грузов внутри страны.