Кыргызстан стал логистическим узлом между Европой и Китаем

2767  0

Эмирлан Бейилбаев, директор представительства международной Биржи грузоперевозок ATI.SU в Кыргызстане подводит итоги 2024 года. По его словам, основным в логистической отрасли можно назвать курс государства на легализацию рынка грузоперевозок. Отмена патентов на многие виды деятельности, включая грузоперевозки, введение обязательного страхования ответственности перевозчиков, повышение государственного контроля над финансовыми операциями бизнеса - все эти меры имеют целью вывести из тени значительную долю экономики. Экспедиторские компании и перевозчики приспосабливаются к новым условиям работы. И это, чаще всего, требует перехода к более прозрачным бизнес-процессам.

Курс на прозрачность логистики легко объясним: Кыргызстан, как и вся Центральная Азия, становится "перепутьем всех дорог". Через регион проходят товаропотоки между Китаем и Европой - и их объемы растут. Идеи связности стран на уровне ЕАЭС обсуждаются на самом высоком уровне. Увеличиваются объемы международной торговли: за 9 месяцев 2024 года внешний товарооборот вырос на 8,4% в целом и на треть с крупнейшими торговыми партнерами - Китаем и Россией. Все это требует включения Кыргызстана в глобальные международные цепочки - а это невозможно в условиях теневого бизнеса.

Развитие логистики в Кыргызстане становится стратегической задачей. Президент Республики Садыр Жапаров выступая на 10-м Всемирном Правительственном Саммите в Дубае (ОАЭ), сказал, что новая экономическая политика Кыргызстана опирается на энергетику, горнодобывающую и транспортно-транзитную отрасли.

Цифровизация как способ обеспечения прозрачности

Цифровизация - это способ не только ускорить и упростить процессы, но и обеспечить прозрачность операций. Драйвером цифровизации в логистике становится государство. Как правило, госпроекты касаются сферы международных грузоперевозок.

В качестве примера можно привести внедрение системы электронных разрешений для международных грузоперевозок E-permit. Она уже работает в Узбекистане, Турции, Казахстане. Сейчас эта система внедряется в Кыргызстане, Таджикистане и Азербайджане. Система E-permit значительно упрощает и ускоряет международные перевозки.

Ведется цифровизация таможенных процедур. Так, в 2024 году были запущены АИС "Санарип Тамга" и блок "Регистрация" Национальной цифровой платформы "Смарт Бажы". "Санарип Тамга" - цифровая платформа, которая позволяет получать предварительную информацию о товарах и транспортных средствах, прибывающих из-за границы. Функция "Регистрация" на Национальной цифровой платформе "Смарт Бажы" упрощает регистрацию товаров и всех транспортных средств, проезжающих через пункт пропуска.

Уровень цифровизации внутренних перевозок пока ниже. Это связано с тем, что он в большей степени зависит от инициатив бизнеса - насколько компании, занимающиеся грузоперевозками, готовы автоматизировать свои процессы. С учетом курса государства на прозрачность можно прогнозировать, что спрос на автоматизацию в логистике будет расти. Легализация деятельности с полной фискализацией подтолкнет компании оптимизировать процессы - а основным инструментом для этого и является автоматизация.

Бизнесу - не отставать

У большинства "традиционных" экспедиторов и тем более перевозчиков нет возможности инвестировать в разработку и внедрение сложных ИТ-систем. Их главная задача - качественно выполнять свою работу и получать прибыль. Тем не менее, сейчас у каждого из них есть возможность внедрять цифровые технологии для повышения эффективности бизнес-процессов с малыми затратами.

Можно выделить несколько направлений автоматизации бизнеса, которые будут наиболее актуальны для участников рынка грузоперевозок в 2025 году. Для этого можно использовать специализированные цифровые платформы - они помогают находить грузы и исполнителей, проверять контрагентов, договариваться об условиях перевозки, отслеживать ее статус, обмениваться документами. На какие сервисы цифровых платформ стоит обратить внимание?

Поиск груза - ключевая функция для экспедиторов и перевозчиков. Можно выбрать подходящее направление и тип груза, сравнить цены, спланировать цепочку перемещений транспорта (например, сразу найти обратный груз).

Поиск новых перевозчиков и постоянное расширение базы надежных партнеров может стать непростой задачей для сотрудников экспедитора или грузовладельца. Гораздо легче и продуктивнее реализовать поиск в рамках единой платформы, где уже собраны необходимые данные и имеются инструменты для настройки поисковых параметров.

Безопасность и проверка надежности контрагентов крайне актуальны, так как случаи мошенничества и краж грузов всё ещё случаются. Следует проверять как перевозчиков, так и грузовладельцев. Все участники цифровой платформы имеют паспорт, который содержит актуальную информацию и контакты, а также рейтинг. Пользователи, к которым предъявляли обоснованные претенции другие участники, будут находиться в "красной зоне". Надежные партнеры с положительными отзывами - в зеленой.

Мониторинг процесса перевозки также важен для обеспечения безопасности. Системы GPS-трекинга и мобильные приложения для водителей позволяют отслеживать перемещение груза и рассчитывать сроки доставки. Такие системы также обеспечивают мобильный документооборот и прозрачность всего логистического процесса для всех его участников.

Генерация отчетов и аналитика - это возможность использовать структурированные данные, накопленные компанией, для анализа производительности процессов, выявления узких мест, а также для прогнозирования и оптимизации.

Логистическая платформа - это единое цифровое пространство, которое объединяет всех участников процесса перевозки - грузоотправителей, экспедиторов, перевозчиков, водителей. Еще одно ее преимущество - информация вводится в систему один раз на любом этапе цепочки и распространяется на все связанные процессы. Так достигается прозрачность бизнеса, а вместе с ней - снижение трудозатрат на рутинные операции, ускорение всех процессов, снижение рисков встречи с недобросовестными контрагентами.

Комментарии
Правила комментирования
На нашем сайте нельзя:
  • нецензурно выражаться
  • публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • угрожать явно или неявно любому лицу
  • публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
НАВЕРХ  
НАЗАД