Как Кыргызстану найти инвесторов в БРИКС и не повторить ошибок Казахстана

911  0

Кыргызстан и Казахстан планируют создать совместный международный торгово-логистический центр.

Об этом не так давно сообщили в пресс-службе Минсельхоза КР.

Проект, как рассчитывают его инициаторы, откроет возможности для международного экспорта агропродовольственной продукции в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Евросоюза, а также в страны ближнего зарубежья.

Международный центр будет расположен недалеко от границы с Казахстаном, в Ак-Кудукском аильном аймаке Ысык-Атинского района Чуйской области.

Но прежде, чем приступить к реализации такого крупного проекта, стоит, по-хорошему, предусмотреть все риски и слабые стороны. В том числе на примере соседей – того же Казахстана и таких кейсов, как порты Актау и Курык на Каспии.

Сравнивать их с Международным торгово-логистическим центром будет, конечно, неправильно – слишком разные масштабы. Но, следует признать, что проблемы могут быть абсолютно идентичными.

В целом, изучая развитие масштабных и дорогих транспортных проектов, в том числе казахстанских портов на Каспии, обычно упоминают две проблемы – недостаток инвестирования и низкая загруженность инфраструктуры.

С Актау и Курыком все несколько сложнее.

Помимо нехватки финансирования, которые действительно имеет место, развитию казахстанских портов Актау и Курык мешают ряд системных ошибок.

Во-первых, имеет место непоследовательность действий казахстанских властей. Готовится множество концепций и программ развития, однако их практическая реализация вызывает множество вопросов.

Во-вторых, высокая зарегулированность работы портов. Вместо того, чтобы создавать свободную конкурентную среду, в которой могли бы работать и развиваться множество компаний из разных стран, казахстанские власти создали условия, значительно сузив возможности действовать свободно. В отсутствие здоровой конкуренции вокруг портов, невозможно создать живую экосистему из десятков, сотен компаний, которые обеспечивают функционирование портов и предоставляют сопутствующие услуги.

В-третьих, проблемы развития инфраструктуры. Дело в том, что заявления о расширении, внедрении и улучшении портов делаются регулярно. Но большая часть озвученных планов своевременно не реализованы. И дело не только в деньгах, но и в нехватке высококвалифицированных кадров.

В Казахстане развитием Актау и Курыка занимаются люди, которые имеют слабое отношение к портам. Для развития таких стратегически важных и перспективных проектов лучше привлекать людей и организации, обладающих необходимым практическим опытом и навыками. В этом смысле интерес может представлять вариант с привлечением крупных портовых операторов типа DP World, и так далее. Впрочем, у этого варианта есть свои плюсы и минусы.

Один из самых очевидных вариантов и направлений сотрудничества для Казахстана - это Россия и совместное развитие судоходства на Каспии. Вариантов может быть много, но такие проекты уже в обозримом будущем позволят увеличить транзитные грузопотоки. Кроме очевидного увеличения денежных поступлений от перевозки грузов, это придаст дополнительный импульс развитию того же самого порта Актау в частности и всего Прикаспийского региона в целом. А это касается, помимо Казахстана и России с Азербайджаном, и Ирана с Туркменистаном. Все будут в выигрыше.

Для создания устойчивых договоренностей и, отчасти, обеспечения системного развития, важно расширять форматы сотрудничества. Есть проекты, которые можно реализовать совместно с Россией, напрямую. Но в некоторых случаях можно заняться по схеме привлечения международного консорциума.

Так как, например, сейчас предложил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в плане реализации проекта строительства АЭС в Казахстане. Он сказал, что нужно привлекать международный консорциум, то есть группу компаний из разных стран. То же самое можно сделать, например, в рамках БРИКС. Это серьезное объединение, включающее в себя большое количество стран с достаточно серьезным экономическим потенциалом. Возможно, именно работа с ними даст дополнительный толчок и позволит привлечь дополнительные инвестиции в развитие казахстанской транспортной инфраструктуры, включая развитие портов на Каспии.

Кстати, накануне, поздравляя Владимира Путина президент Турции Реджеп Эрдоган подтвердил договоренность о проведении отдельной встречи Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана в ходе мероприятий саммита БРИКС в Казани. Туда же, в Казань, уже получил приглашение приехать президент Азербайджана Ильхам Алиев. Скорее всего аналогичные предложения получат и другие президенты стран-участниц СНГ, которые прямо сейчас собираются в Москве – в том числе Садыр Жапаров и Касым Жомарт-Токаев.

Что ж, будет прекрасная возможность обсудить с членами БРИКС, а количество желающих вступить в объединение растет, возможность инвестиционного участия в крупных проектах на территории Центральной Азии.

Комментарии
Правила комментирования
На нашем сайте нельзя:
  • нецензурно выражаться
  • публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • угрожать явно или неявно любому лицу
  • публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
НАВЕРХ  
НАЗАД