Евразийской цивилизации XXI века нужны новые политические союзы

Зачем проводятся экспертные круглые столы и для чего они, в принципе нужны? Ошибочно мнение, что это "междусобойчики" этих самых экспертов, которым больше делать больше нечего, кроме как обсудить любимую тему, а материалы по итогам таких мероприятий идут "в стол".

Такие площадки – возможность обсудить по-настоящему важные, стратегические вопросы, найти те самые акценты, из которых потом вырастают проекты государственного и, более того, регионального масштаба.

К такому формату можно отнести и серию дискуссионных встреч ОФ "Ой Пикир", который совместно с Фондом Горчакова проводит "Честный разговор о Евразии: пространство, задачи и будущее". Прошедший круглый стол не стал исключением и охватил такую важную тему, как "Евразийские трансграничные экономические и научно-технические взаимодействия". И, при этом, как отметили организаторы, один из важнейших моментов этих обсуждений – образ евразийца XXI века.

- Спасибо Фонду Горчакова за помощь в проведении этих мероприятий, чтобы мы могли лучше понять друг друга и построить отношения в новом мире, - отметила руководитель фонда "Ой Пикир" Оксана Филюк. – Да, про этот "новый мир" много разговоров, и про то, что он быстро меняется. И нам нужно в этой реальности находить новые пути взаимоотношений. Причем – абсолютно на всех уровнях. Политическом, экономическом, искать новые пути взаимодействия в вопросах обеспечения безопасности, народной дипломатии. Этому, собственно, и посвящены наши круглые столы. Сегодня у нас присутствуют и на связи эксперты из Казахстана, России, Таджикистана, Узбекистана, и, конечно, наши кыргызстанские партнеры. По результатам предыдущих мероприятий в рамках этих чтений могу с удовольствием отметить, что дискуссия получается по-настоящему живой, без шаблонных мнений. И не все мнения совпадали, и это как раз-таки интересно. Важным будет анализ, как видят наше общее будущее – граждан Евразии, эксперты и все те, кто нас слушает и читает.

Другой спикер, депутат Жогорку Кенеша КР Султанбай Айжигитов в очередной раз призвал "привести в порядок" историю взаимоотношения евразийских народов, в том числе в части позиционирования России.

- Как я уже неоднократно говорил, Россия является прямой наследницей Великой Степи, - отметил парламентарий. – Многие нынешние геополитические проблемы – последствия ошибок исторической идентичности. В нашей совместной истории много путаницы, нам просто необходимо во всем тщательно разобраться и систематизировать, из чего и будет определена суть евразийства.

Айжигитов констатирует, что Россия на сегодня – один из крупнейших глобальных игроков. И, вместе с тем, является не просто правопреемницей Великой Степи – а отдельной цивилизации суши, но, в то же время, причисляет себя к европейской.

- России нужно правильно определиться с цивилизационной идентичностью, - призвал он. - Мир разделился на три блока – юго-восток, Россия и Запад. И многие, в том числе Китай, Индия, Пакистан и другие страны смотрят на Российскую Федерацию, потому что очень много зависит от того, как она поведет себя. Или она осознает себя и возглавит отдельную евразийскую цивилизацию, или будет пытаться быть европейской.

Он добавил, что для построения сильной экономики в евразийском регионе нужно приходить к единой валюте, но она должна быть наднациональной.

- Если говорить о будущем евразийства, то это крайне важный вопрос. Чтобы было экономическое развитие, должна быть наднациональная валюта. Тут актуально предложение экс-президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о создании валюты "алтын", – напомнил парламентарий.

Поблагодарил за приглашение на мероприятие советник Посла России в Кыргызстане Михаил Маслов.

- Это крайне интересная тематическая серия круглых столов, - отметил дипломат. – Хочу поблагодарить фонд "Ой Пикир", который занимается очень важным делом. Может показаться, что тема размыта. Но именно такой формат поможет затронуть ранее не обсуждаемые вопросы.

Своими ожиданиями от дискуссии поделился и один из модераторов, известный в Кыргызстане публицист Эмиль Джумабаев:

- Хотелось бы поговорить о наших общих корнях, базисе, нашей близости, похожести, нашем родстве, не побоюсь этого слова – нашем братстве, - отметил модератор. – О евразийстве говорят уже более тридцати лет. Но этот термин – евразийство – стал употребляться как какая-то бюрократическая единица, добавка к чему-то другому. И мы до сих пор не осознаем понятия "евразиец". Хотелось бы в эту тему углубиться. Народы разные, с разной культурой, разным менталитетом, но вместе с тем есть что-то неуловимое общее, в том числе духовные ценности. И, что касается нашей подтемы – о образе евразийца XXI века, у меня есть предощущение, что во многом он будет похож на советского человека в плане единства, пространства, цивилизации. Предлагаю поговорить сегодня в том числе и об этом.

Слово было передано директору Центра евразийских исследований имени Вернадского (город Пермь) Олегу Лушникову, который, процитировав классиков идеи евразийства напомнил, что сама география и сама история Евразии призывают к объединению.

- Две трети человечества уже объединяются в новый формат "БРИКС плюс" против попытки диктатуры "золотого миллиарда" однополярного западного мира, - констатировал эксперт. - Чтобы не пропасть, Евразии нужен свой макроэкономический центр, который создается на базе ЕАЭС. Мы пытаемся построить пространство для жизни, пространство социального благополучия. Взаимоуважение, гостеприимство, крепкая семья, свободное развитие любой религии, историческая память – на этих традициях держится наше единство, и все это нам необходимо сохранять и развивать, на это опираться.

Евразийская идея, считает Лушников, это результат самопознания и выработки собственной картины совместно развивающихся народов Евразии, которые создали свою цивилизацию, как ответ на вызовы истории, как синтез природных, социальных, духовных и этнокультурных факторов.

Опять же с отсылкой на евразийских идеологов и философов, эксперт озвучил три базовых принципа, которые сквозь тысячелетия дошли до современных евразийцев, как некая основа интеграции: это безопасность, стратегическое видение образа будущего; экономическое процветание и социальный успех, социальное развитие. И третий – это опора на этнокультурные ценности, традиции, принципы верховенства духовных ценностей, принципы справедливости, социальной ответственности, традиционной соборности, взаимопомощи, созидательного труда и евразийской цивилизационной идентичности.

- Кстати говоря, замечательная дата намечается 29 мая – 10-летний юбилей Евразийского экономического союза, - напомнил он. - Несмотря на разные турбулентности этих лет, он доказал свою успешность. Только за последний год страны Союза получили 4% ВВП благодаря эффективному взаимодействию в рамках ЕАЭС.

Помимо экономических и иных факторов, считает Лушников, очень важный аспект – историческая память, ее сохранение, противостояние попыткам фальсификации.

- Все это мы должны передать через образование, через воспитание следующим поколениям, потому что без этого мы не сможем построить прочное гармоничное пространство, единство, которое построено на принципе взаимоуважения, добрососедства, гостеприимства, коллективного благополучия в опоре на позитивный опыт многовекового взаимодействия евразийских народов, - подчеркнул эксперт.

Части определенного организма тянутся друг к другу, - взял слово доктор философских наук Анвар Бугазов, профессор КРСУ. - Может быть, пока еще на интуитивном уровне мы начинаем осознавать, что судьба наша все-таки общая – евразийская, как бы внешние факторы не пытались нас разъединить. И, понимаю, какую это может вызвать реакцию, но, считаю, что в будущем речь идет и о политической интеграции евразийских государств. Позволю себе такое предположение в формате дискуссии. Но предположу, что это следующий шаг, который всем нам нужно сделать. Другой вопрос, в какой форме и какие могут быть созданы союзы. Понятно, что возврата к прошлым форматам нет, и новые должны быть.

Комментарии
Правила комментирования
На нашем сайте нельзя:
  • нецензурно выражаться
  • публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • угрожать явно или неявно любому лицу
  • публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
НАВЕРХ  
НАЗАД