"Слепая зона" Акылбека Жапарова, или Каким советникам доверять не стоит

Победоносным можно назвать турне главы Кабинета министров КР Акылбека Жапарова по Чуйской области. Премьер-министр посетил несколько крупных и действительно важных для экономики и развития области объектов. Так, Жапаров побывал на мукомольном государственном предприятии "Дан" в Кара-Балта, аффинажном заводе ОАО "Кыргызалтын". Здесь он ознакомился с ходом строительства завода по выпуску золотых мерных слитков. Строительные работы планируют завершить летом текущего года. Осмотрел простаивающий завод по производству молибдена, который несмотря на отсутствие поставок сырья в силу объективных причин, российские акционеры сохранили и не дали растащить, сохранив не только оборудование, но и основных специалистов. Побывал на многофукциональном консервном заводе в Московском районе, на заводе по производству керамзита в Московском районе. Один из важных пунктов визита – посещение нефтеперерабатывающего завода "Джунда", где после капитального ремонта планируется модернизация. Посмотрел глава кабмина и на ход строительства завода по сборке и производству легковых автомобилей "Алтын Тулпар Унаа Курулуш". Плюс – посетил первый в стране цех шоковой заморозки по технологии IQF, бишкекскую птицефабрику и фабрику по производству обуви в Сокулукском районе.

А вот о еще совсем недавно градообразующем и предприятии республиканского стратегического значения ОАО "Карабалтинский горнорудный комбинат" всего лишь одно слово – посетил.

При том, что на самом предприятии разворачиваются процессы, обсуждение которых должно по-настоящему греметь на всю республику, привлекая членов правительства, депутатов парламента, участников рынка и независимых экспертов как внутри страны, так и за ее пределами. — Более того, все это может вылиться в очень неприятный для страны судебный процесс с многомиллионным иском, который, учитывая предысторию вопроса, с большой вероятностью может закончиться не в пользу Кыргызстана.

Напомним, что "благодаря" манипуляциям, не первый год проводимых некоторыми государственными органами, ОАО "Карабалтинский горнорудный комбинат" был признан банкротом.

Как говорится - сократим басню, и вкратце напомним историю процесса.

"Карабалтинский горнорудный комбинат" (КГРК) – предприятие, открытое в Киргизской ССР еще в 1955 году и являющееся одним из крупнейших в Центральной Азии площадкой по переработке урановых, молибденовых и других руд, содержащих редкоземельные и благородные металлы. В 2018 году владельцами контрольных пакетов акций предприятия и лицензией на геологическое изучение Кызыл-Омпульского ураново-ториевого месторождения (Кызыл-Омпуль) стали компании с российским участием. Инвесторы на базе КГРК планировали организовать практически полный цикл добычи и переработки. Определенная работа уже была проведена – на месторождении проведены экспериментальные работы по определению возможности, а главным образом, эффективности отделения урано-ториенитовых включений от титаномагнетита и циркония, показавшие существенное улучшение качества используемых земель и их очистку от урановых и ториевых включений.

Была разработана уникальная "ЗЕЛЕНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ" с использованием метода гравитационного, а затем концентрационного обогащения, которые предусматривали отделение основных добываемых элементов (титаномагнетит, циркон) и шлиха с радиоактивными элементами от пустого грунта без применения химреагентов и эффективностью 93-98 %.

Людям, далеким от технологий по добыче и переработки урановых пород это ни о чем не говорит, но главное, что технология эта не несет угрозы экологии.

В общем, планов было громадье. И случись они, Кыргызстан мог бы попасть в мировую "урановую элиту". Что, конечно же, самым благоприятным образом отразилось бы на экономике страны. Тот же "Кумтор" на этом фоне показался бы рядовым золотодобывающим предприятием.

Но, как мы помним, в 2019 году после продолжительных организованных акций протеста (к слову, их зачинщики и заказчики так до сих пор и не названы) парламент страны принял постановление, запрещающее разработку и добычу урановых месторождений на территории республики. Никаких серьезных обсуждений при этом не проводилось. Вернее, так – эксперты, реально понимающие вопрос, говорили, что запрет добычи – глупость несусветная. Подкрепляли свою позицию железобетонными аргументами. Но решение в Жогорку Кенеше было принято на основе "кричалок" псевдопатриотов и псевдоэкспертов, которые заполонили не только площадь перед парламентом, но и информационное пространство. Даже по самым скромным оценкам, денег на эти акции было выделено немерено – одних "лояльных" блогеров и СМИ подключилось более 20.

Понятно, что для акционеров предприятия и держателей акций решение это было – как снег на голову. Естественно, что запрет на добычу урана повлиял на активы и вложения российских инвесторов в Кыргызстане, почти все из которых были связаны с урановой промышленностью.

Более того, все это может вылиться в очень неприятный для страны судебный процесс с многомиллионным иском, который, учитывая предысторию вопроса, с большой вероятностью может закончиться не в пользу Кыргызстана.

Все бы ничего – российские инвесторы были готовы перепрофилировать часть Карабалтинского горнорудного комбината под переработку золотосодержащих руд и концентратов, для чего уже заключили контракты на поставку оборудования и сырья. К слову, золотоизвлекательная фабрика на базе этого оборудования россиянами на сегодняшний запущена, но ввиду последующих событий, ее мощность пока не стали увеличивать до перспективно возможных показателей.

А дальше началось еще более интересное. Несмотря на то, что все факторы, мешавшие КГРК выполнять свой функционал и обязательства перед партнерами и тем же государством в части выплаты налогов и прочих обязательных платежей были признаны соответствующим сертификатом уполномоченной Торгово-Промышленной палатой Кыргызстана – форс-мажором, государство в лице Минфина проигнорировало форс-мажор и инициировало судебный процесс по взысканию задолженностей, а Минэконом КР и Налоговая служба инициировали отмену всех ранее предоставленных отсрочек по уплате налогов. В последующем, "ратуя за государственные интересы", через Минэконом КР была инициирована процедура банкротства предприятия. Вот такая вот своеобразная государственная поддержка.

Дальше – больше. Опять же, несмотря на форс-мажор и соответствующие правовые нормы, держатели лицензии на Кызыл-Омпульское месторождение были оповещены о том, что… разрешение на разведку и разработку у них аннулировано. Якобы, за отсутствие заявления о продлении этой самой лицензии в период форс-мажора. И ни кому не указ, что по закону о недрах на время форс-мажорных обстоятельств действие лицензии и всех взаимоотношений недропользователя с государством приостанавливается. То есть, подобное "изъятие" не только противозаконно, но и по такому надуманному основанию - абсурдно.

И уже после всех этих процедур на высшем уровне началась дискуссия о том, что месторождение разрабатывать нужно, что ничего страшного в этом нет, но делать это будет государство, никому из частных компаний это делать не дадут, и вся прибыль пойдет в республиканский бюджет.

Собственно говоря, почему бы и нет? Кто ж против? Но теперь возникает закономерный вопрос о компенсации российским инвесторам, которых, по сути, просто выкинули и с предприятия, и с месторождения. А убытки, которые они понесли в результате всей этой многоходовочки – исчисляются миллионами долларов.

Кстати: Накануне стало известно, что президент Кыргызстана Садыр Жапаров примет участие в юбилейном саммите Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который состоится в Москве 8 мая 2024 года. Судя по всему, договоренность о визите была достигнута во время телефонного разговора, когда Садыр Нургожоевич поздравил Владимира Владимировича с беспрецедентной победой на президентских выборах.

Конечно, двум коллегам будет, что обсудить на юбилейном саммите. Возможно, темой разговора станет и урановый потенциал Кыргызской Республики.

И было бы здорово, чтобы те, кто готовит предстоящую президентскую встречу, подготовили для главы государства справку о том, что есть такой документ, как положение Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений в государствах-членах Евразийского экономического сообщества и Договора о Евразийском экономическом союзе и Протокола к нему о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций.

И инвестиции россиян в Карабалтинском горнорудном комбинате и месторождении Кызыл-Омпуль, являются защищенными в Кыргызстане инвестициями в соответствии с этим самым Соглашением.

Совершенно понятно и очевидно желание президента КР Садыра Жапарова в разрезе его внутренней политики самостоятельно разрабатывать самые выгодные и стратегические месторождения. Только вот те советники, которые подвели КГРК к банкротству и обеспечили, так сказать "правовой" фон для того, чтобы выкинуть российских инвесторов, вряд ли преследуют добрые цели.

А если уж делать, то по закону, решать все мирно, в конструктивном русле. Остается только догадываться, что "исполнители" этого проекта рассказывали главе государства, как оправдывали нарушения не только соглашений в рамках ЕАЭС, но и внутренних, кыргызстанских. И какую именно компанию предложили в качестве той, что заменит россиян.

В любом случае уже есть кулуарная информация о том, что российские инвесторы инициируют международное разбирательство по этому поводу и начата досудебная обязательная процедура с соответствующим уведомлением Кыргызстана как ответчика. Но видимо поскольку нет пока особого анонсирования этому резонансному делу со стороны россиян, теплится еще у них надежда на мирные договоренности, без выноса, т.с., ссора из избы и решения всех вопросов цивилизовано и по-добрососедски.

Вопрос только – как долго советники, заварившие эту кашу, смогут скрывать истинное положение дел от президента, и на сколько хватит этой надежды и терпения у инвесторов.

Комментарии
Правила комментирования
На нашем сайте нельзя:
  • нецензурно выражаться
  • публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • угрожать явно или неявно любому лицу
  • публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
НАВЕРХ  
НАЗАД