Логистике нужны новые погранпереходы, дороги и люди

7770  0

В январе-августе 2023 года объем грузоперевозок в Кыргызстане вырос на 10,9% в сравнении с аналогичным периодом 2022 года, и составил 24,3 млн тонн грузов. Республика готовится к дальнейшему росту объемов грузооборота, модернизируя пограничные пункты пропуска, строя новые дороги и привлекая инвестиции в логистическую сферу. Однако несмотря на все усилия серьезным препятствием для развития отрасли может стать дефицит кадров. Об этих и других новостях логистики - в нашем ежемесячном дайджесте.

Важно форсировать логистику на уровне ШОС

Интеграция стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в международную логистическую систему для Кыргызстана имеет особо важное значение, заявил Министр экономики и коммерции Данияр Амангельдиев на заседании министров государств ШОС, прошедшем 27 сентября в Бишкеке. На сегодня участницами организации являются Кыргызстан, Индия, Китай, Пакистан, Россия, Казахстан, Таджикистан и Узбекистан. По мнению министра, необходимо усилить сотрудничество в транспортной сфере и рассмотреть возможности реализации совместных инфраструктурных проектов. Это позволит использовать все возможности продвижения экономического потенциала участников ШОС на мировой арене.

"Кыргызстан удален от морских портов и крупнейших мировых рынков, поэтому заинтересован в развитии сотрудничества со странами ШОС. Тем более в эту организацию входят как центральноазиатские соседи, с которыми важно совместно поддерживать развитие альтернативных маршрутов из Европы в Азию, так и крупнейшие для республики торговые партнеры - Китай и Россия. Южная Азия - Индия, Пакистан - пока менее значимый, но потенциально очень интересный для сотрудничества регион. И основным препятствием для наращивания торгового оборота с ним как раз являются проблемы транспортной связанности", - комментирует Эмирлан Бейилбаев, директор Кыргызстанского представительства международной "Биржи грузоперевозок ATI.SU".

Трудности на границе с Китаем

Кыргызстан и Китай серьезно продвинулись в совместных усилиях по развитию дорожного сообщения в рамках проекта "Пояс и путь", считает замминистра транспорта и коммуникаций Кыргызстана Акуналы Досалиев. Однако сейчас грузопоток между странами в несколько раз превышает мощности пунктов пропуска "Торугарт" и "Иркештам". Поэтому обе стороны модернизируют пограничную транспортно-логистическую инфраструктуру. Ведется реконструкция подъездных дорог как со стороны Китая, так и со стороны Кыргызстана. В частности, достигнута предварительная договоренность с руководством Синьцзянской торгово-логистической корпорации о выделении средств на строительство автодороги до пограничного пункта "Торугарт". Такие проекты позволят существенно увеличить грузопотоки и объемы пассажирских перевозок между Кыргызстаном и Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР, считает Акуналы Досалиев. Но все эти меры все равно не смогут решить проблему перегрузки погранично-пропускных пунктов, поэтому запланирован запуск нового КПП "Бедел". По словам министра, уже подписан меморандум о строительстве новой автодороги к этому погранпереходу.

"КПП на китайско-казахстанской границе действительно становятся тем узким горлышком, которое препятствует развитию взаимной торговли и транзитных автоперевозок. Поэтому важно модернизировать как сами пункты, повышая их пропускную способность, так и подъездные пути к ним. Здесь ключевую роль может сыграть автоматизация процессов таможенного контроля и оформления товаров. Например, возможность обработки деклараций до прибытия грузов на границу и автоматизированный выпуск товаров при наличии необходимых гарантий и обеспечения", - комментирует Эмирлан Бейилбаев.

Инвестиционные перспективы

Соглашение о сотрудничестве подписали республиканское агентство по инвестициям и турецкая компания Altinok Consulting Engineering. Согласно документу стороны планируют совместное продвижение проектов в сфере логистики и строительство логистического центра. Представители турецкой компании оценили возможности для инвесторов в КР, в том числе, с вариантами выхода на рынки Евросоюза и Великобритании. Привлек внимание инвесторов также и потенциал Евразийского экономического союза.

"Логистическая отрасль в Кыргызстане - одна из наиболее привлекательных для инвестиций в связи с перестроением мировых логистических маршрутов. Через Кыргызстан и другие центральноазиатские страны проходят ключевые транспортные коридоры, что превратило регион в ключевой мост между экономиками Востока и Запада. Это создает возможности для организации транзитной торговли и создания логистических хабов для обслуживания торгового потока. Конкуренция на рынке складской недвижимости невысокая, и сейчас хорошее время для запуска новых проектов в этой сфере", - комментирует Эмирлан Бейилбаев.

Логистике нужны кадры

Логистика становится одной из наиболее быстрорастущих отраслей в стране, а значит, растет спрос на профильных специалистов. В Бишкеке в Парке высоких технологий прошла ярмарка вакансий в сфере логистики, куда приглашали не только состоявшихся работников, но и тех, кто только размышляет о преимуществах работы в отрасли. Мероприятие было организовано Кыргызско-Американской ассоциацией по развитию услуг логистики, и в нем принимали участие как представители работодателей, так и соискатели. Кроме того, на ярмарке проводились образовательные мероприятия.

"Дефицит кадров наблюдается во многих отраслях экономики Кыргызстана, и логистика не исключение. Ситуация осложняется тем, что за кыргызстанских специалистов конкурируют иностранные компании. Например, недавно Girteka – одна из крупнейших транспортных компаний в Европе со штаб-квартирой в Литве - открыла офисы в Кыргызстане и Казахстане. В компании работает 20 тыс. водителей, из которых 3 тыс. - граждане Центральной Азии. Бизнес растет, требуется все больше водителей для работы на маршрутах в Европе и странах СНГ - и их планируют набирать в центральноазиатских республиках. Это, конечно, обострит ситуацию на рынке труда, в том числе усилит дефицит водителей грузовых машин", - комментирует Эмирлан Бейилбаев.

Комментарии
Правила комментирования
На нашем сайте нельзя:
  • нецензурно выражаться
  • публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • угрожать явно или неявно любому лицу
  • публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
НАВЕРХ  
НАЗАД