Я думаю, что любой адекватный кыргызстанец прекрасно все понимает. Ну какое еще США? Мы с Россией испокон веков.
Казахстанский институт стратегических исследований озаботился важным вопросом и выпустил доклад о том, как будет выглядеть Центральная Азия к 2030 году. Также ранее прошла и экспертная встреча "Центральная Азия-2030: образы будущего", организованная тем же КИСИ совместно с казахстанским МИДом.
Выступая на мероприятии Директор Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан Элдор Арипов подчеркнул, что вопрос, какой мы хотим видеть Центральную Азию в 2030 году, крайне важен.
"Сегодня само время, в котором мы живем, обстановка в мире требуют от нас усиления регионального сотрудничества, углубления кооперации в ЦА. Борьба за будущее молодого поколения в ЦА – это борьба за будущее региона. Главный вопрос – каким мы видим регион через семь лет. Нужен "идеал" сотрудничества, согласовать его для синхронного развития во всех странах. Также важны не только будущие результаты, но и анализ реальной ситуации, имеющихся ресурсов для достижения этих результатов", – поделился спикер.
Этими вопросами, безусловно, должен задаваться не только каждый центральноазиатский, но и евразийский эксперт, чиновник, политик, равно как и все граждане наших стран. И для построения картины нашего будущего необходимо совершенно четко понимать происходящие сегодня процессы и планы глобальных игроков, в т.ч. и в нашем направлении.
Если очень утрированно описать происходящие события, то это борьба за ресурсы, вышедшая на новый уровень и разрушившая все рамки любых международных правовых структур – доказательства причастности спецслужб и аппарата президента США к взрыву "Северного потока" тому прямое подтверждение. Вместе с этим происходит очень серьезная консолидация таких стран, как Россия, Китай, Иран, Индия, Саудовская Аравия, страны Африканского континента и Южной Америки, переосмысление своих позиций идет и в Восточной Европе. Не только не исключены при этом, но наиболее вероятны новые серьезные конфликтные очаги, в т.ч. на территории Афганистана.
И если кому-то может показаться, что Центральная Азия, будучи в самом центре Евразии, каким-то образом защищена от этих процессов или может избежать их последствий, то это будет опасным и преступным заблуждением. В этом же ряду будет и мнение, что какая-то из стран Центральной Азии может надеяться на помощь западного альянса в обеспечении своей экономической и военной безопасности и защитить себя своими силами без участия таких союзников, как Россия и Китай. Более того, нужно понимать, что без решающей роли России в регионе любые перспективы туманны и потенциально несут большие риски для стабильности и безопасности Центральной Азии.
Но давайте по порядку.
К 2030 году население Центральной Азии составит 82 млн человек. Население Кыргызстана – 6,6 млн человек, из которых две трети живет в сельской местности. Возраст 30% населения – до 15 лет. При этом в стране есть проблема нехватки школ, квалифицированных педагогов и учебных мест. В Бишкеке 97 действующих школ. В одну смену они могут принять 75 тысяч детей, в две смены – 150 тысяч. При этом обучается в этих школах около 177 тысяч школьников. По оценкам Министерства образования и науки КР на 2021 год, в целом в стране не хватает около 670 школ. И, вопрос, как решить проблему и с школами, и с учебниками, и с педагогами? Несмотря на все декларативные заявления, школы Кыргызстану строят не Штаты, и не Великобритания, а все же Россия. Напомним, достигнута договоренность о том, что Россия построит в Кыргызстане девять школ. Средняя стоимость строительства каждой школы составляет 450 млн рублей, срок введения их в эксплуатацию – три года. Да, это, безусловно, не покрывает полностью всех запросов республики, но, раз, это уже начало, и, два, большего не делает для Кыргызстана никто. А тема образования – это одна из основных, основополагающих в формате обеспечения национальной безопасности. Не будет сегодня школ, не сможем дать сегодня нашим детям достойное образование, уже завтра наших детей будут учить "чужаки".
Другой вопрос – это трудоустройство трудоспособного населения Кыргызской Республики. Запрос кабинета министров в Конституционный суд по базовым размерам социальных выплат наглядно демонстрирует, что бюджет республики не покрывает социальные обязательства, что в свою очередь является показателем экономического положения. Министерство труда, соцобеспечения и миграции констатирует рост уровня безработицы и дефицит рабочих мест. Хотелось бы радостно воскликнуть, что это временная ситуация и вот-вот откроются новые предприятия, в республику хлынут инвестиции, но даже при самых оптимистичных подсчетах это не удовлетворяет потребность в рабочих местах. Хорошо это или плохо – другой вопрос, но главным приоритетным направлением для трудовых мигрантов из Кыргызстана остается российский рынок, в т.ч. благодаря нашему членству в ЕАЭС, которое дает кыргызстанцам многие привилегии.
Почему и этот вопрос так важен? Ну, помимо экономического аспекта, это и важный социально-политический фактор – нетрудоустроенное, не имеющее средств к существованию активное население также становится легкой добычей для экстремистских и криминальных слоев, используются как расходный материал для деструктивной деятельности. Еще один кирпичик национальной безопасности.
Другой момент, касающийся энергетической безопасности. Износ энергосистемы республики на 2023 год составляет около 80%. Долг энергоотрасли Кыргызстана составляет на сегодняшний день 137 млрд сомов. Как заявил в январе 2023 года Садыр Жапаров, "если работы по снижению энергопотребления не будут проведены вовремя, это может привести к системной аварии не только энергосистемы Кыргызстана, но и объединенной энергосистемы Средней Азии (появится риск повторения системного сбоя 25 января 2022 года)". И, опять же, как показывает практика, да и текущие дискуссии, уже достигнутые договоренности, с одной стороны только Россия реально предлагает Кыргызстану конкретные сценарии реализации совместных энергетических проектов, в т.ч. в плане строительства ГЭС и АЭС. С другой – только у РФ есть и возможность реальных, а не "проектных" инвестиций, и технологии для реализации договоренностей. Объяснять важность энергетической в контексте национальной безопасности тоже, полагаем, не нужно.
И еще один, один из самых важных – это вопрос безопасности в центральноазиатском регионе. Возвращаясь к началу этого материала будет уместным процитировать Джеффри Сакса - всемирно известного экономиста, профессора государственной политики Колумбийского университета и бывшего специального советника генерального секретаря ООН.
"Те, кто не верит, что Америка будет действовать против союзников, преследуя свои собственные интересы, на самом деле не знают США", - заявил ученый в рамках интервью, в котором он подтверждает все заявления лауреата Пулитцеровской премии, американского журналиста-исследователя Сеймура Херша, который обвинил в подрыве "Северных потоков" США и Польшу.
Так что в отношении любой из стран Центральной Азии "северными потоками" могут стать, например, попытки госпереворотов, как это уже бывало ни раз, это может быть провокации на границе Афганистана, которые легко могут перекинуться на всю Центральную Азию, это может быть все, что угодно, что пойдет на пользу интересам США. Какие еще доказательства этому нужны?
И тем более, с учетом последних событий и, как говорят юристы, "вновь открывшихся обстоятельств", нам нужно четко понимать, что наш инструмент обеспечения региональной безопасности – это, безусловно, консолидация всех центральноазиатских республик и усиление роли ОДКБ в регионе.
При этом, как ранее заявил глава Совбеза КР Марат Иманкулов, именно "неопределенность в мировой политике требует эффективных действий по обеспечению региональной безопасности".
"Справиться самостоятельно со всем комплексом угроз ни одно государство не в состоянии в нынешнее время. Необходима совместная комплексная работа всех стран региона и мирового сообщества, наращивание потенциала компетентных органов", - заявил Иманкулов. Он также напомнил про "внешнее вмешательство во внутренние дела суверенных государств".
"Если посмотреть на события на границе Кыргызстана с Таджикистаном 14-17 сентября этого года со стратегической высоты, то возникает ряд вопросов, и первый из них - кто является выгодоприобретателем этой кровавой бойни. Говоря проще, кто заказчик. Конечно, исполнителей видел весь мир, мы об этом на весь мир заявили и объявили. Начало конфликта приходится на подготовительный период саммита ШОС в Самарканде, а его кульминация непосредственно на встречу глав-государств. От боестолкновений на кыргызско-таджикской границе понесли серьезные как минимум имиджевые в международном аспекте потери Россия как стратегический партнер по ШОС и ОДКБ, СНГ, Китай, как государство, предающее огромное значение развитию ШОС, Узбекистан, как страна, принимающая саммит и заинтересованная в освещении этого мероприятии международного масштаба.
Таким образом наблюдается гибридный характер вызовов и угроз, направленный на раздробление международных отношений, дискредитацию международных институтов и усиление кризиса недоверия в мире. Помимо этого имеется большое количество вопросов с точки зрения укрепления безопасности, которые необходимо решать в первостепенном порядке. И в этом вопросе ведущая роль принадлежит Организации Договора коллективной безопасности", - заявил глава Совбеза КР.
Так что, продолжая мысль Иманкулова, нам в Центральной Азии и Кыргызстане в частности нужно ответить на главные вопросы – каким и с кем будет наше уже ближайшее будущее? Нужно ли нам остаться с нашим стратегическим партнером Россией, или довериться США?..
"Ни одна из стран Центральной Азии не может обеспечить в одиночку свою безопасность, и даже все вместе - региональную. Единственная возможность сохранить субъектность и защитить свои границы, это сотрудничество с ОДКБ и Россией в формате военно-стратегического и экономического сотрудничества", - в свою очередь заявил TUZ.KG глава Международной Ассоциации ветеранов спецподразделения "Альфа" Юрий Погиба