Плохое забывается быстро, но авария на бишкекской ТЭЦ в 2018 году, когда прямо перед новым годом столица осталась без отопления, горожане запомнят надолго. Именно поэтому этой зимой, когда ударили аномальные морозы, первая мысль практически у всех жителей Бишкека была – а выдержит ли ТЭЦ и электрические сети нагрузку? ТЭЦ-то выдержала, а электросети заставили всех понервничать. Скрывать долго реальное положение дел не удалось, да и скрывать было нечего – как и по всей республике, в столице был запущен режим веерных отключений. "Чтобы не перегружать сеть", - стыдливо опуская глаза объясняли общественности чиновники от Электрических Станций.
И пока энергетики пытались "сохранить сеть", в городах и селах Кыргызстана в домах жителей замерзала вода в трубах, промерзали стены. Особенно пострадал южный Майлуу-Суу, где, напомним, из-за сильных морозов замерзли трубы водопровода, снабжающего местных жителей питьевой водой. В результате подача тепла и чистой воды населению была прекращена.
Как жители не растерзали городских чиновников – просто загадка.
Но, к всеобщей радости, морозы сходят на нет, февраль и вовсе обещает быть "плюсовым". И, кажется, кыргызстанцы выдохнули и расслабились.
А вот расслабляться как-раз таки нельзя, особенно властям. Уже сейчас нужно в экстренном и непрерывном порядке решать накопившиеся за последние несколько лет проблемы в энергетической отрасли. Совершено очевидно, что сами мы это сделать не можем. Ни в финансовом, ни в техническом плане. Напомним, как заявил Садыр Жапаров, за годы независимости в стране не было построено ни одной гидроэлектростанции. По его словам, "в советское время у нас был избыток производства электроэнергии, и мы экспортировали ее в соседние страны".
"За годы независимости, к сожалению, не было построено ни одной гидроэлектростанции. Число нашего населения увеличилось в полтора раза. В разы увеличилось количество строек. Если в 1991-м потребление электроэнергии составляло 9 миллиардов, то на сегодня - около 16 миллиардов.
Трансформаторы большой мощности и высоковольтные линии также не обновлялись. Износ электрооборудования составляет более 80 процентов. Указанные сооружения были построены во времена Союза и работают до сих пор. При этом долг энергоотрасли составляет 137 миллиардов сомов. Грубо говоря, отечественная энергетика полуживая", - сказал Садыр Жапаров.
Надежда одна – на партнеров, которые, несмотря на плачевное положение нашего бюджета и многих других нюансов, которые отпугивают от нас крупных инвесторов, все же помогут нам выйти из энергетического кризиса. И на сегодняшний день, что, собственно, не удивительно, наиболее выгодные условия Кыргызстану предложила Россия, и готова идти навстречу по всем ключевым для нас вопросам.
И здесь важно, чтобы власти правильно расставили приоритеты, ну не тот момент и не то у нас положение, чтобы в угоду политической конъектуре отказываться от необходимых для нас энергетических проектов. И выбирая между партнерами, мы не должны впадать в неразборчивость.
Тем более, что Россия на сегодняшний день является крупнейшим поставщиком энергоресурсов в Кыргызстан, осуществляя поставки на льготной беспошлинной основе.
Кстати, Узбекистан, который также пострадал из-за аномальных холодов, был вынужден прекратить экспорт газа, закрыть автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) и активизировать импорт газа, угля, электроэнергии из соседних стран. Что подтолкнуло Узбекистан активизировать переговоры с Россией о поставке природного газа.
Вопрос для Узбекистана стоит настолько остро, что вице-спикер Законодательной (нижней) палаты Узбекистана А. Кадыров в своем телеграм-канале написал, что сотрудничество с Газпромом приносит пользу в сложное для страны время, что это сотрудничество (видимо, уже пошли провокации по этому вопросу) не вредит "нашим национальным интересам, а приносит только пользу". Это к примеру о правильных приоритетах и трезвой внутренней и внешней политике.
Напомним, что одно из предприятий российской госкорпорации "Росатом" планирует построить несколько малых ГЭС в Кыргызстане, и уже разработало технико-экономическое обоснование для строительства малой гидроэлектростанции "Лейлек" в Баткенской области - мощность – 5,9 МВт, годовая выработка – 26,3 млн кВт•ч/год. Кроме того, большая ставка сейчас делается в стране на Камбаратинскую ГЭС. 6 января 2023 г. главы энергетических ведомств Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана подписали план совместной работы по строительству Камбаратинской ГЭС-1 (Камбар Ата), которая должна стать крупнейшей в республике. В этом проекте России, вероятно, может достаться роль проектировщика, как и в случае с ГЭС Куланак.
Более того, как было заявлено летом 2022 года, в ближайшее время Кыргызстан при поддержке российских компаний рассчитывает начать строительство в республике первой электростанции, работающей на природном газе. Проектная мощность станции составит 600 МВт. Это будет первая в Кыргызстане газовая электростанция.
Понятно, что гэсы не построятся за один день, что предстоит этап обсуждений дорожных карт и технических проектов. Но, повторимся, если не начать делать это сейчас, следующие "лопнувшие трубы" могут стать фатальными для энергосистемы и Кыргызстана, и всего центральноазиатского кольца.
Отметим также, что накануне в Алматы в "узком" формате обсуждаются актуальные вопросы экономического сотрудничества в рамках ЕАЭС.
В мероприятии принимают участие премьер-министры Армении Никол Пашинян, Беларуси – Роман Головченко, Казахстана – Алихан Смаилов, председатель Кабинета министров – руководитель Администрации Президента Кыргызстана Акылбек Жапаров и председатель Правительства России Михаил Мишустин.
В "узком" составе планируется обсудить вопросы регулирования алкогольного рынка ЕАЭС, ход подготовки проекта международного договора о формировании общего рынка газа, а также деятельность региональных институтов развития Союза.
"Уверен, что принятые решения внесут весомый вклад и придадут новый импульс дальнейшему развитию нашего интеграционного объединения", - отметил Премьер-Министр РК Алихан Смаилов, обращаясь к партнерам по ЕАЭС.
По словам Кубата Рахимова, "единственной перспективой для региона я вижу именно развитие сети атомных станций. По моим подсчетам, нам нужно иметь минимум пять – шесть атомных станций на территории Центральной Азии, причем мощных, для того чтобы в целом сбалансировать энергопотребление. Потому что сейчас Центральная Азия по численности населения как половина России – более 75 млн человек. Дальше будет больше, и рост населения повлечет повышение энергопотребления. Как обеспечить покрытие потребностей населения? Только за счет стабильных, мощных источников электроэнергии. А это может быть только АЭС.
Других альтернатив я не вижу вообще, что бы ни говорили. Потому что по сжиганию угля мы все равно упремся в новые экологические требования. Газ выгоднее отправлять на экспорт или использовать как сырье для химпрома, и его все равно не так много в регионе".