Кыргызстан охватил массовый психоз. Родители заламывают руки, придумывают все новые ограничения для своих детей, седеют от ужасных историй, распространяемых в сети… Как это остановить?
Нынешняя истерия с «синими китами» высветила несколько любопытных моментов. Об этом говорит журналист Григорий Михайлов.
1. СМИ не выполнили одну из прямых обязанностей - получая информацию, не проверили ее. В попытках накрутить трафик медиа публиковали и публикуют сомнительные сообщения, накачивая эмоциональную составляющую и добиваясь вирусного эффекта. Одно дело, когда речь идет статьях типа «7 признаков того, что ты красивая», другое дело - накручивать массовые страхи.
2. Госорганы. Теоретически, как только пошла волна панических публикаций, чиновники и специалисты должны были выступить с заявлениями о том, что реально связь между группами в соцсетях и смертями подростков НЕ доказана, суицид среди членов этих групп ниже чем среди подростков в среднем по России. Этого не было сделано.
3. Медиаэксперты, медиаорганизации, НПО и т.п. - их хорошо слышно на конференциях и круглых столах, но когда запахло жареным и потребовалось участие специалистов, все словно язык проглотили.
Прав г-н Михайлов, как и то, что, например, одна из «ключевых» НПО по «психическому здоровью», которая так и называется – ОО «Психическое здоровье» под руководством скандально известной Бурул Макенбаевой, что называется, в рот воды набрала. И все эти дни – ни одного заявления от нее, толком ни одного упоминания, разве что единичный возглас в сети «Ой а что это такое»? Г-жа Макенбаева интересуется всем, чем угодно – убранными цветами с места убийства Немцова, допросом Саляновой, негативными последствиями вступления КР в ЕАЭС и ТС, обсуждает депутатов…
А кто психическим здоровьем граждан-то заниматься будет?
Кстати, для понимания того, что такое массовый психоз:
Данное состояние характерно для коллектива, группы людей, народа, где основой выступает внушаемость и подражаемость. Массовый психоз имеет и второе название — психическая эпидемия. В результате массового нарушения душевного состояния люди утрачивают адекватную способность к суждению и становятся одержимыми.
Случаи массового психоза имеют общий механизм формирования. Для неадекватного состояния характерно внеколлективное поведение именуемое толпой. К толпе относят публику (большую группу людей), которых объединяет общие интересы и действующую очень единодушно, а также эмоционально. Зачастую в толпе находится совокупность аморфных индивидов, не имеющих между собой прямых контактов, однако связанных постоянным общим интересом.
Случаи массового психоза – это массовое самосожжение, массовое религиозное поклонение, массовые миграции, массовая истерия, массовые увлечения компьютерными играми и социальными сетями, массовый патриотический, а также лжепатриотический угар.
В массовых нарушениях душевного состояния внеколлективного поведения огромную роль отводят неосознанным процессам. В основе эмоционального возбуждения лежат стихийные действия, возникшие с впечатляющими событиями и обязательно затрагивающими значимые ценности. Например, борьба за свои права и интересы.
Зигмунд Фрейд рассматривал эту толпу, как человеческую массу, пребывающую под гипнозом. Очень опасным и существенным в психологии толпы выступает ее острая восприимчивость к внушению. Всякое верование, мнение, идею толпа или принимает, или целиком отвергает и отношение к ним отсюда или как к истинам абсолютным, или как к заблуждениям абсолютным.
В основе всех случаев внушения выступает иллюзия, которая рождается у одного из индивидов, обладающего более или менее ораторским искусством. Вызванное представление, а именно иллюзия становится ядром кристаллизации, которая наполняет всю область разума, а также парализует способности людей к критике.
Особенно подвержены массовому нарушению душевного состояния люди со слабой психикой, имеющие в анамнезе отклонения, депрессии и психические заболевания.
Основываясь на этих характеристиках можно смело констатировать, что и без «китов» значительная часть кыргызстанцев постоянно или периодически находится под воздействием этого самого массового психоза. Стоит выделить, например, две группы – противников вступления КР в ЕАЭС и ТС и они же ненавистники России и дружбы с нею, и их фанатичные оппоненты. Кстати, Бурул Макенбаева, о которой мы уже говорили, как раз является ярым противником всего, что связано с евразийской интеграцией и Россией. Это так, к слову…
Главное во всей этой истории то, что действительно обнажились очень серьезные психолоигческие проблемы в нашем обществе. И заниматься ими нужно. Не непонятным НПО и ОО с размытыми границами целей и ответственности, а на серьезном государственном уровне с участием самого общества.
Справимся ли?