Все чаще из рядов так называемых гражданских активистов Кыргызстана звучат призывы выйти Кыргызстану из состава ОДКБ. Мол, эта организация неэффективна и не в состоянии решать возникающие проблемы государств-участников. Ожидаемо эти призывы участились и стали еще громче после кыргызско-таджикского конфликта.
Аналогичные заявления периодически делаются в Казахстане, после армяно-азербайджанского конфликта на высоком уровне об этом заговорили и в Армении.
Так насколько обоснованы претензии к ОДКБ и какую функцию, по факту, выполняет эта организация? И почему в первую очередь НПО и сообщества, активно сотрудничающие с западными грантодателями, так активно пытаются добиться не просто выхода тех или иных республик из состава ОДКБ, но и развала этой организации?
А кто еще несет ответственность за безопасность на южных рубежах СНГ, т.е. на границе с Афганистаном? – задается риторическим вопросом политолог Игорь Шестаков.
"США, как известно, с 2001 года потратив миллиарды долларов на попытку нейтрализовать террористические организации в Афганистане потерпели полный провал. И были вынуждены покинуть эту территорию, так и не решив главной задачи – чтобы Афганистан был мирным и прогнозируемым государством. Соответственно и за безопасность границ с Афганистаном Вашингтон как не нес, так и не несет.
При этом хотел бы напомнить скептикам, призывающим выйти из ОДКБ, события 1999 года, когда Исламское движение Узбекистана через Афганистан, Таджикистан вторглось на территорию Кыргызстана. Помощь пришла только от ОДКБ – реальная помощь. В том числе и посредством военно-технических элементов, которые сыграли важную роль в стабилизации ситуации. И пока больше никто из стран на таком системном уровне помощь Кыргызстану в частности не оказывает", - подчеркивает Шестаков.
Следует также отметить, что ОДКБ в принципе единственный гарант безопасности в регионе. Что уже неоднократно доказано на примере самых разных конфликтных и потенциально опасных ситуаций. И именно ОДКБ может исполнять функционал переговорной площадки, в том числе, для решения таджикско-киргизского приграничного конфликта. Для этого нужно лишь одно – обращение к Организации одной из сторон. Чего, в ситуации Кыргызстана и Таджикистана, не произошло.
"Если мы говорим о кыргызско-таджикском конфликте, то для решения конфликта, я считаю, необходим третий участник переговоров. И этим участником могло бы быть ОДКБ. Более того, Организация могла бы разместить наблюдательную миссию на границе - либо войсковых наблюдателей, либо пограничников, которые с одной стороны помогали бы бороться с контрабандой, с другой стороны исключали бы участие пограничников обеих республик в каких-то вооруженных инцидентах и пресекать их. Но, к сожалению, ни Кыргызстан, ни Таджикистан не обратился за помощью ОДКБ", - констатирует афганист, эксперт Российского Совета по Международным Делам (РСМД) Никита Мендкович. К словам собеседница редакции можно добавить, что ОДКБ по своему уставу очень гибкий институт, и страны-участницы могут предложить собственные переговорные площадки и методы урегулирования споров в рамках ОДКБ.
Нужно также понимать, что несмотря на критику организации, она имеет дело с крайне сложными внутренними конфликтами, с которыми НАТО, к примеру, никогда не сталкивался. И при этом именно членство в ОДКБ обеспечивает глобальную безопасность на своем пространстве. С уходом ОДКБ в регионе неминуемо вспыхнет конфликт, который приведет к катастрофическим последствиям, в т.ч. к наплыву боевиков, исламистов, наркоторговцев.
Кстати немаловажным является и постоянное проведение совместных учениях военных стран-участниц ОДКБ. Касается это и нашей республики. После начала российской СВО, на территории Кыргызстана уже прошли совместные учения ОДКБ "Кобальт – 2022", киргизские военные принимали участие в Армейских международных играх-2022 в России (АрМИ).
Не стоит сравнивать ОДКБ и с ШОС – Шанхайская организация сотрудничества не является заменой ОДКБ и не конкурирует с ней. ОДКБ имеет уникальные инструменты по коллективному реагированию на угрозы – Коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ, Коллективные силы быстрого развёртывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности, Миротворческие силы ОДКБ и Коллективные авиационные силы ОДКБ. Помимо этого в рамках ОДКБ спецслужбы выстраивают эффективную систему борьбы с радикализмом и экстремизмом. Что является одной из самых главных угроз для стран Центральной Азии.
Поэтому заявления о том, что ОДКБ несет угрозу суверенитету стран-участниц не имеет никаких оснований. Напротив, Организация прикладывает все усилия для укрепления и защиты суверенитета и государственной неприкосновенности своих членов.
Справка:
В ОДКБ входит 6 стран – Армения, Белоруссия, Кыргызстан, Таджикистан, Россия, Казахстан.
В Кыргызстане функционирует российская авиабаза "Кант", которая выступает основой для безопасности не только самой страны, но и региона Центральной Азии в целом.
Один из самых ярких примеров эффективности ОДКБ – кризис в январе 2022 года в Казахстане. Тогда миротворческие силы Организации договора о коллективной безопасности сыграли важную роль в стабилизации ситуации в Казахстане, предотвратили эскалацию конфликта. Ни НАТО, ни какие-либо другие организации не спасли Казахстан от неминуемого раскола и затяжного внутреннего конфликта, который мог зацепить и весь регион.
Кстати, именно членство Кыргызстана в ОДКБ не дает возможности тем же США и НАТО разместить на нашей территории свою военную базу, как это не получится сделать на территории и других стран-участниц – во всяком случае без коллегиального одобрения членов ОДКБ. И это отдельная тема для размышления и понимания призывов к властям Кыргызстана, Казахстана и Армении выйти из организации.
Так что на вопрос – оставаться Кыргызстану в ОДКБ или нет, нужно отвечать исходя в первую очередь из понимания национальных интересов и национальной безопасности, а не в угоду чьим-то геополитическим амбициям.