Ситуацию на границе с Таджикистаном в свете последнего вооружённого конфликта следует рассматривать в контексте происходящего в Афганистане. Об этом рассказал экс-министр нацбезопасности КР Феликс Кулов на своей странице в Fcebook.
Приведу только три факта.
1. Медиаресурсы, обслуживающие афганский "Талибан", сообщили недавно о создании "Движения талибов Таджикистана" ("Техрик-е Талибан Таджикистан", ТТТ). Целью новой джихадистской группировки, еще не успевшей попасть в санкционные списки, является не только объединение под талибским знаменем выходцев из Республики Таджикистан, но и свержение светского режима в Душанбе. ТТТ уже составляет конкуренцию афганскому филиалу "Исламского государства", в рядах которого находится немало граждан РТ.
"Движение талибов Таджикистана" было создано на базе "Джамаат Ансаруллах", террористической организации, в которой находится до 300 боевиков – выходцев из Таджикистана. До августа 2021 года эти боевики воевали в рядах афганского "Талибана" против сил США и НАТО, а также армии правительства Исламской Республики Афганистан (ИРА).
После победы талибов группировка "Джамаат Ансаруллах" разместилась в нескольких граничащих с Таджикистаном уездах северо-восточной афганской провинции Бадахшан. Фактически в этих районах таджикские боевики из "Ансаруллы" выполняют функции пограничной стражи талибов, чем уже несколько месяцев всерьез напрягают Душанбе.
Некоторое время назад таджикские талибы соорудили в непосредственной близости от линии границы с Таджикистаном высокую смотровую вышку. Теперь террористы используют ее для наблюдения за таджикской территорией. Активизировались и таджикская оппозиция, находящаяся в Европе.
2. Замкомандира корпуса талибов "Омари", известный под именем мулла Джан, в августе с.г. с неприкрытой угрозой заявил, что его талибы-боевики за неделю способны захватить Таджикистан.
3. Те кто отслеживал вооружённые стычки на границе, не могли не обратить внимания на неединичные сообщения о том, что со стороны таджикской территории в нашу сторону неизвестные лица неоднократно производили выстрелы в целях спровоцировать и разжечь новые более масштабные вооружённые противостояния между двумя государствами и народами. В последнем конфликте эти "неизвестные лица" уже не стали прятаться и предстали во всей своей красе, засветившись в обличье бородачей в гражданской одежде.
На основе этих и некоторых других фактов и имеющейся информации, мною ранее были сделаны выводы, что таким образом противники в лице оппозиции Эмомали Рахмону хотят, чтобы он разрывался на "два фронта", тем самым был ослаблен и его легко можно было бы свергнуть. Так что приграничные конфликты не прекратятся до тех пор, пока Рахмон не разберётся со своими внутренними провокаторами и предателями, которые проникли уже и в силовые структуры.
Что делать нам?
Возвращусь к некоторым своим прежним предложениям.
- Коль скоро мы вместе с таджиками входим в ОДКБ, то будет правильным создать совместные военные патрули в наиболее напряженных точках с участием третьей стороны в лице одного из государств -члена ОДКБ. Участие третьей стороны позволит снимать многие вопросы, особенно помогать в объективном, непредвзятом определении инициатора конфликта, ну и конечно же поможет пресекать такие вещи, как использование таджиками миномётов. В соглашении о совместном патрулировании можно прописать, что при использование миномётов и прочих видов "артиллерии" третья сторона имеет право на подавление таких огневых точек с применением БПЛА, и других возможностей.
- Учитывая угрозы со стороны неких сил, находящихся в Афганистане, памятуя об уроках "Баткенской войны" приступить к передислоцированию части наших военнизированных подразделений в Баткенскую область. Уверен, что наши соседи правильно воспримут подобные действия, ибо в случае вторжения в Таджикистан каких-то боевиков из Афганистана, мы, как член, ОДКБ обязаны будем помогать нашим союзникам. Сделать это удобнее и рациональнее всего из Баткена, чем перебрасывать войска из других регионов республики.
- Военная составляющая- это только часть нашей безопасности. Поэтому без системного подхода её не решить. Имеется ввиду ее тыловая составляющая, подготовка мобилизационного резерва, вопросы, относящиеся к Министерствам чрезвычайных ситуаций, внутренних дел, здравоохранения, транспорта и другим. Поэтому будет правильным создать в Баткенской области учебный центр под эгидой МЧС, на базе которого отрабатывать в комплексе все необходимые вопросы. В своей записке на имя руководства страны о создании такого учебного центра я более подробно расписал все свои предложения.
Правда, пока реакции на них не последовало…