Тяжело живется в Кыргызстане простому народу. От безысходности украдет иной бедолага курицу с подворья, а ему судья влепит по самое не балуйся, как говорится – лет пять. Честным кырызстанцам тоже не легко – пострадает кто-нибудь от мошенника или афериста, причем пострадает сильно, а судья этого самого афериста на свободу т.с. с чистой совестью. Может быть единственные, кому зачастую везет – это те самые мошенники и аферисты, которых наш "гуманный и справедливый суд в мире" освобождает от любых обязательств или выпускает из-под заключения без малейших на то оснований.
Что, собственно говоря, и произошло на этот раз. Редакция TUZ.KG уже ранее писала про экс-депутата СДПК Таласского горкенеша Самидина Жоробекова. Личность он примечательная. В августе этого года он после длительных розыскных мероприятий был задержан и заключен в СИЗО ГКНБ сотрудниками Комитета. Жоробеков обвиняется по статье "Мошенничество". Поводом к розыску и аресту послужило то, что Жоробеков в 2017 году обманным путем завладел у иностранных инвесторов материальное имущество и денежные средства на сумму более 7 млн сомов.
Доказательства все на руках, сам Самидин Жоробеков признал свою вину, и, казалось бы, суд должен быть на стороне следствия и справедливости, но…
Каким-то волшебным образом 9 декабря 2021 года судейская коллегия под председательством небезызвестного Азирета Баратовича Медерова в ответ на апелляцию адвокатов обвиняемого изменяет меру пресечения в отношении Жоробекова Самидин Сагынбековича обвиняемого в совершении преступления пр. ст.ст. 204 ч. ч. 2 п. 2, ч. 3, 204 ч. 2 п. 2 , ч. 3 УК КР (в редакции 2017 года) с заключения под стражу на домашний арест.
Потерпевшие - гражданин Южной Кореи Ли Сынг Санг (Lee Seung Sang) и гражданин КР Эргешев М. М. считают, что решение суда мало того, что необоснованно, но и совершенно незаконно. И вынесено с грубым нарушением как действующих норм статей УПК Кыргызской Республики, так и их законных прав и интересов.
Если вкратце, то первая инстанция, которая применила к Жоробекову меру пресечения в виде заключения, руководствовалась ст. 114 УПК КР, из которой следует, что иную меру суд применить просто не мог. А чтобы изменить эту меру, должны были быть какие-то совершенно железобетонные основания. Которых в этот раз предоставлено не было и быть не могло. Ну или, в другом случае, необходимость в заключении должна отпасть. А в случае с Жоробековым такая причина может возникнуть только в том случае, если он возместит ущерб, нанесенный пострадавшим.
По сути, суд наплевав на логику, здравый смысл, законы, интересы пострадавших, ходатайства следователей МВД и потом ГКНБ, "поверил" Жоробекову и…. отпустил его домой.
Что такое в Кыргызстане "домашний арест", рассказывать не нужно. Это только оппозиционным политикам не везет, и в случае нарушения режима домашнего ареста они могут опять загреметь за решетку. Именно судья Медеров, к слову, отправил одного такого оппозиционера в заключение из-под домашнего ареста. Это при том, что обвинения против этого политика были, мягко говоря, неубедительными, сам он никакой угрозы обществу не представляет, инвесторов не кидал и от следствия никогда не скрывался.
В отличие от того же Жоробекова, против которого обвинение строится на железных доказательствах. Более того, Жоробеков представляет угрозу для потерпевших. Их самих, кстати, на заседание не пригласили, их доводы "гуманный" суд заслушать не пожелал.
С чего это вдруг г-н судья Медеров стал таким добрым и уступчивым?
Может быть следователям ГКНБ проверить уже этого господина в связке с Жоробековым? Глядишь, еще на одно обвинение выйдут, но уже не только в отношении экс-депутата, но и судьи?...
Напомним, 2013 Жоробеков пригласил в Кыргызстан инвесторов из Кореи. В Оше он выступил посредником между корейскими инвесторами и директором ОсОО "Бозбу Ата" Бааркан Эргешовой в рамках проекта по разработке угольного месторождения в Алайском районе Ошской области. Но если Самидин Жоробеков был, т.с., "лицом" этой сделки, то за всеми переговорами и, вообще, за всеми действиями Самидина Жоробекова стоял и стоит его отец – Сагынбек Жоробеков.
Были составлены и подписаны необходимые документы, где Жоробеков уже официально выступал посредником. Инвесторы вложили 1 млн 300 тысяч долларов, была закуплена необходимая техника. Но, дело не пошло, и в том же 2013 году Эргешова заявила о расторжении договора и возврате инвестиционных средств и приобретенной техники. Что и было сделано по акту приема-передачи.
В 2014 году корейский партнер обратился к Жоробекову с просьбой переоформить технику с компании Б.Эргешовой на баланс ОсОО "Коред Ди" и перевезти технику из Алайского района в Ош. Для чего Жоробекову были выданы средства в размере 16 000 долларов США.
Технику Жоробеков действительно переоформил и даже получил за эту процедуру вознаграждение в тысячу долларов. Но Самидину Жоробекову и его напарнику - отцу этого было мало.
Как следует из материалов уголовного дела, Жоробеков "с целью завладения чужим имуществом путем обмана и злоупотребления доверием, вводя в заблуждение Ли Сынг Санга (корейский инвестор), попросил расписаться на пустом листе, так как в его отсутствие в ходе переоформления спецтехники могут понадобиться документы с его подписью".
И, действительно, Жоробекову этот пустой лист очень даже пригодился. Воспользовавшись отсутствием Ли Сынг Санга на территории Кыргызстана, Самидин Жоробеков подделал соглашение сторон, что Ли Сынг Сан имеет оставшуюся задолженность перед Жоробековым, которую ему необходимо погасить до 30.12.2014 года в размере 90 тысяч долларов. Только после чего Жоробеков вернет карьерные экскаваторы в размере трех штук.
Дальше еще веселее. Жоробеков с этой филькиной грамотой обращается в Ошский горсуд с исковым заявлением в отношении Ли Сынг Санга. Каким-то образом убедив судью в своей правоте, он добился решения об удовлетворении его иска, и согласно решению суда переоформил на себя экскаваторы, которые в тот же день продал третьему лицу. Деньги, естественно, Жоробеков оставил себе. Тут опять же нужно напомнить про отца – Сагынбека Жоробекова, бывшего сотрудника правоохранительных органов. У которого, конечно же, остались самые разнообразные и нужные связи в следственных, правоохранительных органах и судебной системе.
Узнав о таком финте со стороны бывшего партнера, Ли Сынг Санг естественно также обратился с просьбой отменить указанное заочное решение Ошского городского суда и возместить нанесенный ему ущерб в размере 7 051 883 сома.
Но это не весь ущерб, который Самидин Жоробеков нанес своим вчерашним партнерам.
По сути, на совести Жоробековых смерть Бааркан Эргешовой, которая скончалась, не выдержав угроз в свой и адрес своих близких, давления со стороны Жоробековых и несправедливости в ходе судебных разбирательств.
Мы уже писали о том, что после того, как партнеры поняли, что не тянут добычу на месторождении и решили прекратить деятельность, Эргешова передала всю технику представителю корейских инвесторов Самидину Жоробекову. Помимо этого, Жоробеков потребовал от нее вернуть 660 тысяч долларов – неизрасходованные средства от корейских партнеров.
Что Бааркан Эргешова и сделала, собрав требую сумму и передав Жоробекову в Бишкеке, в присутствии бухгалтера и юриста ОсОО "Бозбу ата". Вот только, как выяснилось позже, Жоробеков корейским бизнесменам отдал из этой суммы только 320 тысяч долларов. А 340 тысяч долларов попросту прикарманил.
Провернуть эту аферу Жоробекову удалось благодаря тому, что корейских инвесторов на тот момент не было в Кыргызстане. И они даже не знали, что он потребовал от Эргешовой возврат этой суммы. Они были вполне удовлетворены и 320 тысячами долларов.
Но на этом Жоробеков не остановился. Угрозами в адрес самой Эргешовой и ее близких он требовал выплатить еще 492 тысячи долларов США. Опять же ссылаясь на то, что инициатива "выплаты" исходит от корейских партнеров. О чем они, естественно, также не в курсе.
Еще раз подчеркнем, что по данным, имеющимся у следствия и защиты пострадавшей стороны, все эти махинации изначально осуществлялись при непосредственном участии "комбайна" - отца Самидина Жоробекова Сагынбека Жоробекова.
В ходе следственных и судебных разбирательств у пострадавшей стороны появились косвенные свидетельства того, что Жоробековы пользуются покровительством, не бесплатным конечно, некоторых высокопоставленных чиновников, которые призваны, как раз-таки, обеспечивать соблюдение законности и порядка.
Неужели и в этот раз Жоробековым, так поднаторевшим не только в кыргызской политике, но и "правосудии", удалось найти подход к суду?
Слово за прокуратурой и чекистами. Долго они еще будут терпеть такие вольные "па" со стороны судей, которые отправляют на свободу обвиняемых в тяжких преступлениях, которых следователи обнаруживают и не без труда призывают к ответу?