Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете и бесплатно покажет кино... Строчкой из этой детской песни можно описать ожидания властей, да и народа Кыргызстана в отношении зарубежных инвесторов. Что придут, прибегут, прилетят, будут вкладываться в экономику, создавать новые промышленные, производственные мощности, открывать новые рабочие места, облагораживать страну, платить налоги в бюджет.
Только вот, несмотря на многочисленные заявления высокопоставленных чиновников всех времен, очереди из инвесторов, готовых поделиться своими кровными с нашей республикой, нет.
В чем проблема? Неужели мы за 30 лет независимости не смогли понять простые принципы привлечения денег и использовать это в своих интересах?
А принципы эти довольно просты. О них говорили на прошедшем на прошлой неделе в Бишкеке круглом столе "Есть ли шанс восстановить инвестиционный климат в Кыргызстане?". Организатором данного мероприятия выступило финансовое издание Economist.kg.
Ключевые тезисы, озвученные на круглом столе, сводились к тому, что отношение инвесторов к Кыргызстану настороженное с определенной степенью беспокойства – все из-за политической нестабильности, которая оставляет отпечаток на экономике страны. Когда социально-политическая активность зашкаливает, инвесторы в напряжении. Кроме этого, нет гарантии защиты бизнеса.
И в этом случае бизнесмены начинают голосовать ногами - они уходят туда, где есть более высокие гаранты. Бизнес любит четкие, стабильные правила.
По словам исполнительного директора Международного делового совета (МДС) Аскара Сыдыкова, государственная политика этого года создала очень много неопределенности. В целом отношение инвесторов настороженное с определенной степенью беспокойства. Свой вклад в экономическую нестабильность внесли общественно-политическая нестабильность и постоянные выборные процессы. Ну и законотворческая деятельность также не добавляет стабильности.
"Очень насыщенная политическая жизнь оставляет отпечаток на экономической стабильности, потому что перед любыми выборами наблюдается замедление крупных инвестиций. Инвесторы перед серьезными политическими процессами всегда замедляют свою деятельность и думают, что будет после, смогут ли они работать, на каких условиях, будут ли препятствия.
Парламент принял очень много законодательных инициатив: это конституционная реформа, это инвентаризация законодательства по принципу гильотины, против которой нам удалось настоять, далее это уголовно-правовая реформа, знаменитый проект о ЧС. О нем мы тоже много говорили, благо удалось убедить президента возвратить его с возражениями. После этого были повышения налогов по определенным секторам экономики, особенно по горнодобывающей отрасли: были подняты СУЛ, недавно были введены новые ставки платежей за пользование поверхностными водами", - говорит Сыдыков. Об этом, в частности, он ранее говорил и в интервью TUZ.KG.
Важный момент подметил Президент Кыргызской фондовой биржи (КФБ) Медет Назаралиев. По его словам, иностранные инвестиции придут в Кыргызстан только тогда, когда заработают внутренние.
"Общаясь с крупными инвесторами, мы пришли к такому мнению: инвесторы приходят в те страны, где развит именно внутренний рынок, где сами граждане доверяют своим компаниям, инвестируют. Мы долгие годы добиваемся того, чтобы такие ликвидные компании провели дополнительную эмиссию ценных бумаг. Во-первых, чтобы у наших граждан была возможность вкладывать и получать прибыль. Во-вторых, для развития инфраструктуры самих компаний. Не надо искать инвестиции на внешних рынках, когда внутренний рынок готов выкупить долю. Тем более, что сегодня кыргызстанцы, обладая деньгами, ищут инструменты, в которые можно вкладывать и зарабатывать под высокие проценты, и попадают в ловушки криптовалюты, финансовых пирамид", - констатирует Назаралиев.
В свою очередь заместитель бизнес-омбудсмена Сергей Пономарев предлагает проанализировать внутреннюю, внешнюю среду, посмотреть, что любит и не любит бизнес.
"Бизнес любит тишину: когда социально-политическая активность зашкаливает, инвесторы в напряжении. Кроме этого, нет гарантии защиты бизнеса. Если бизнес нельзя защитить, о какой инвестиционной привлекательности можно говорить? Бизнесмены начинают голосовать ногами - они уходят туда, где есть более высокие гаранты. Бизнес любит четкие, стабильные правила, но вспомним о скандальном проекте закона о ЧС в экономике. Разве здесь есть четкие стабильные правила? Да, президент услышал возражения - проект сейчас на согласовании, новый парламент будет, видимо, снова его обсуждать. В каком виде будет принят законопроект и будет ли принят вообще - пока неизвестно. А как приглашать инвесторов, когда завтра могут ввести режим ЧС в экономике, а послезавтра правительство будет менять правила ведения бизнеса, ни с кем ничего не согласовывая? План мероприятий нужно проработать более детально с учетом анализа и тогда у инвестиционной привлекательности страны будет шанс", - резюмировал Пономарев.
Напомним, ранее глава кабмина Акылбек Жапаров заявил, что у бизнесменов в Кыргызстане нет реальной причины для жалоб. Также, по его словам, именно неуплата налогов не привлекает инвестиции в нашу страну:
"Именно неуплата налогов не позволяет банкам финансировать бизнес, потому что открытая, честная бухгалтерия, выплата налогов являются главным условием инвесторов в Кыргызстане. На каком-то участке кто-то не платит налоги, и это начинает порождать целую цепочку кривых схем, когда люди вынуждены будут искать "крыши", а эти "крыши" часто меняются. Поэтому для бизнеса в последние десять лет были созданы не благоприятные условия, а рай для контрабандистов, которые не платят налоги".
А заместитель председателя кабинета министров Эдиль Байсалов и вовсе обвинил бизнесменов Кыргызстана, что они заинтересованы в коррупции.
Получится ли диалог у бизнеса и власти, и, исходя из этого, удастся ли когда-нибудь привлечь в Кыргызстан того самого волшебника в виде зарубежных инвестиций, которого мы все так ждем?