Вот вроде как тихоня деп был, ходил чет непонятные инициативы двигал, грабельки дарил, страну просил переименовать - вроде как безобидный чел, а сколько нахапал то, челюсть отвисает аж
Все чаще в последнее время в отечественных СМИ появляется имя экс-депутата Жогорку Кенеша, экс-кандидата в президенты КР Арсланбека Малиева. Связано это с судебными разбирательствами вокруг участка в центре Бишкека, в так называемом "золотом квадрате".
В ходе другого расследования, которое проводилось следственными органами, выяснилось, что участок, который якобы принадлежит Арсланбеку Малиеву, тот получил незаконно...
В связи с таким возросшим интересом к этому персонажу мы решили выяснить, кто он, собственно, такой, и откуда взялись его многочисленные материальные блага. Все мы прекрасно помним, что развал СССР и 90-е годы это было время, когда миллионы трудоспособных граждан стали безработными и в одночасье, потеряли все свои сбережения. Но в то же время единицы завладели заводами, пароходами и лучшими гектарами земельного фонда. Один из таких "счастливчиков" - Арсланбек Малиев, трижды депутата и олигарха, получавший шикарные презенты из рук акаевской администрации.
Карьера Малиева начиналась вполне тривиально, в 1979 году по всесоюзной программе его отправили учиться в Харьковский институт общественного питания. Более талантливых и одаренных ждали ВУЗы Москвы и Ленинграда, МГИМО и Бауманка, дипломатическая линия и научная стезя, но это всё не про него – повара. В 1984 году, возвратившись с Украины, он занимает пост директора комплекса "Нарын", куда входит и легендарный столичный ресторан. Впрочем, долго он там не задерживается, из-за крайне склочного характера, как отмечали его бывшие коллеги. Второй шанс проявить себя, ему предоставляется в чаду перестройки и хозрасчёта. В 1989 году он избирается директором Фрунзенского объединения питания. Порочная система "блата" и разброд, устроенные им в течении буквально двух лет приводят к тому, что 16 тысячный коллектив восстаёт и изгоняет его. Малиеву не помогают ни связи, ни деньги, ни природная хамовитость. Возможно судьба выпускника Харьковского "борщепита" сложилась в региональных столовых Баткенской или Нарынской области, но начало 90-тых оказалось благосклонно к авантюристам. Под агонию советов Малиев получает ещё один денежный пост: руководитель республиканского объединения по туризму "Киргизсаякат". В это самое время объединение получает в распоряжение от Минфина КР СССР - 130 тыс. рублей, так называемые, оборотные средства.
Не забываем, что доллар тогда стоил 11 копеек, а новое авто порядка 5000 рублей. Дальнейшая судьба крупной суммы покрыта мраком, а от некогда всесоюзно известного предприятия с пансионатами, гостиницами, базами отдыха, многочисленными строениями остались жёлтые фото и воспоминания. Кстати, одно из государственных зданий на пересечение ул. Чокморова и бульвара Эркиндик в 1991 окажется переданным на баланс частной компании "Аалам" , как вы уже догадались, принадлежащей Малиеву. Право собственности на здание на него зарегистрировали несколько позже, в 1994 году. Площадь здания составляла 262 квадратных метра, но его ценность заключалась в уникальном расположении, золотой квадрат. В 1995 году Малиев становится депутатом Жогорку Кенеша и получает в руки реальную власть. Законотворец не спешит использовать её на благо народа, а на свои интересы не жалеет полномочий и времени.
По имеющимся у редакции "kaktus.media" копиям документов, спустя всего год после избрания, в 1996 году Малиев пишет мэру Борису Силаеву и главному архитектору Толобаю Кенешову, требуя оказать содействие в получении акта об отводе земельного участка по адресу ул. Чокморова 164. Главный архитектор письменно ответил, что ему нужно предоставить копию свидетельства о праве собственности, тогда землеустроительные документы будут выданы в кратчайшие сроки. Обратите внимание на выражение "кратчайшие". Все остальные граждане получали разрешительные документы по очереди и с существенными проволочками.
Далее при проведении расчета ставок ежегодных платежей за пользование городской территорией, в справках речь идет уже о 17 сотках, а не 260 метрах, что занимает здание.
В 1997 году появляется постановление мэрии, под визой Бориса Силаева, о предоставлении в пользование Малиеву земельного участка - 0,18 га, то есть 18 соток. В акте поменялось и назначение участка: под строительство и дальнейшую эксплуатацию. В акте идет отсылка к постановлению (при этом название постановления не указывается), в котором говорится, что участок выдается под существующее здание, речи о строительстве в постановлении нет. Пользование, другими словами, аренда. Согласно постановлению мэрии Малиев должен был ежегодно платить за 18 соток в казну города, чего совершенно не делал. Он не перечислял аренду, а мэрия и не требовала.
В 2005 году произошла еще одна трансформация: Малиеву, снова обладателю депутатского мандата, выдали госакт о праве частной собственности на данный земельный участок.
Акаевское время оказалось для депутата и экс-директора "Кыргызсаякат" чрезвычайно щедрым и благосклонным. Кроме участка в золотом квадрате от Бориса Силаева, ему перепал ещё один на Иссык-Куле и от премьер-министра Николая Танаева.
На сайте Минюста можно легко найти постановление правительства от 14 августа 2002 года № 559: О предоставлении земельного участка в Иссык-Кульском районе для строительства мини-гостиничного домика.
Цитируем документ: " Предоставить Малиеву Арсланбеку Касымакуновичу земельный участок площадью 0,12 га прочих земель и прилегающий пляж Кумбельской сельской управы Иссык-Кульского района. Находящийся между строящимся пансионатом фирмы "Орион" и существующей творческой базой Союза художников Кыргызской Республики, во временное пользование сроком на 49 лет для проектирования и строительства мини-гостиничного комплекса."
Сам участок переданный Малиеву был относительно небольшим, но береговая зона Кумбельской сельской управы совсем не пять метров, а обширный сельский пляж. Чем заслужил у администрации Аскара Акаева столь щедрые подарки депутат Арсланбек Малиев и в Бишкеке, и на Иссык-Куле, можно только догадываться. 1996 – 2002 год, время, когда принадлежащие народу здания, рудники, пастбища и богатства уходили в карманы коррупционеров или были отданы в тайне другим странам.