Один из самых актуальных вопросов, которые сегодня задают друг другу кыргызстанцы – что происходит?
Нелегитимный парламент, принимающий абсурдные законы и выдвигающий нелепые, противозаконные инициативы, декларированная на бумаге помощь бизнесу и защита инвестиций, а на деле – политика, создающая угрозу инвестиционному климату как таковому.
В частности, недавно некоторые депутаты Жогорку Кенеша предложили ввести долю государственного участия в уже действующие предприятия горнодобывающей промышленности.
Как расценивать эту инициативу, прокомментировал экономист, экс-советник премьер-министра Кыргызстана Кубат Рахимов.
"Хотелось бы сказать, закон обратной силы не имеет, но вспомнив кейс с Кумтором вынужден констатировать, что в Кыргызстане все возможно.
Что касается инициативы конкретных депутатов по введению государственной доли, то в этом случае однозначно по предприятиям, которые уже реально функционируют, это будет невозможно без международных судебных исков и конфликтом с действующими владельцами предприятий в широком смысле.
Одним из вариантов, который я предлагал еще будучи советником премьера, является всеобщее и полное акционирование предприятий горнорудного сектора. Они сейчас все ОсОО, ЗАО или совместные предприятий с иностранным участием, т.е. их правовая форма "закукленная", не позволяющая портфельным инвесторам покупать и продавать акции этих предприятий.
Я же предлагал такую схему – мы обязуем предприятия, которые работают на территории Кыргызстана, стать акционерными обществами, это раз. И, во-вторых, чтобы не менее 10% акций этих АО пустить в свободное обращение, так называемый Free-float.
Во-первых, это бы сразу всколыхнуло наш, извините, дохлый фондовый рынок, на котором невозможно ничего нормально купить, ничего невозможно продать. Здесь крайне немаловажный момент, что эти 10% акций, которые будут в свободном обращении, к ним получают доступ простые граждане и наш бизнес, наши банки. Это нормальные ликвидные предприятия. Я бы с удовольствием купил бы акции "Джеруя", "Казминералс Бозымчак", это хорошие, устойчиво работающие предприятия.
Т.е. если эти акции появляются у нас на фондовом рынке, мы автоматически уже начинаем за них беспокоиться, но не за стеклянной стеной, как сейчас, кто-то злорадно, кто-то равнодушно. А уже будучи совладельцами этих предприятий будем вести более активную политику. Так работает весь мир.
Ну и плюс за счет того, что там зайдут, например, наши банки, зайдет наш Соцфонд - нужно разрешить ему покупать ликвидные акции, государство без всякого рейдерства или национализации, без всякой национализации сможет стать совладельцем этих предприятий", - говорит эксперт.
По словам Кубата Калыевича, возможен и другой сценарий. Например, если государство может предоставить тому или иному горнорудному предприятию дополнительные участки и инфраструктуру, может войти в акционерное общество с этой долей.
"Государство предоставляет дополнительный участок для разработки, проводится независимая оценка в денежном выражении, и с этим активом государство входит как акционер посредством вторичной эмиссии – SPO.
Это цивилизованный инструмент, которым пользуется весь мир. Если мы в 21-м веке живем, то надо действовать именно так.
А любая попытка войти с государственной долей, ничего не внеся туда, автоматически превращается в рейдерство. Это будет необоснованное вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий, которые уже функционируют. Просто появляется какой-то человек от ФУГИ или МЭП, который будет представителем акционера в совете директоров. Значит ему нужно будет платить зарплату, причем немалую. И у меня складывается такое ощущение, что товарищи, которые это предложили, прикрываясь благими намерениями, просто делают себе кормушку в виде постов в советах директоров и еще что-то.
У нас сейчас доминирует большевистское мышление, прийти, забрать, перераспределить. Это может быть популистски красиво, но это не эффективно, и это не для народа.
Повторюсь, если вы хотите что-то сделать для народа, дайте народу доступ к акциям предприятий, которые разрабатывают недра ", - настаивает Рахимов.
Только таким образом граждане, бизнес Кыргызстана и само государство станут реальными совладельцами предприятий, расположенных на территории республики, и будут беспокоиться, чтобы эти компании работали эффективно и прибыльно.
"Мы, наверное, единственная страна, которая до сих пор живет если не в 18, то в 19 веке. И это когда весь современный мир в таком перекрестном владении собственников вне зависимости от формы собственности, это абсолютно нормальная практика.
Кубат Рахимов обозначил еще одну проблему, которая могла бы решиться акционированием доходных и перспективных предприятий, в т.ч. горнодобывающей промышленности.
"У многих кыргызстанцев проблема отсутствия инструментов сбережения. Больше, как в недвижимость или на депозиты, вкладывать некуда, ну, может быть, в золотые счета или в слитки.
Все. И люди вынуждены искать какие-то способы использования свободных денежных средств, дают друг другу в долг, возникает теневой рынок кредитования, со своими дефолтами, естественно неподсудными, и там, естественно, появляется криминалитет. Как только появляются "тёмные деньги, появляются "тёмные люди".
"Дайте людям потратить деньги на покупку акций наших же предприятий. Хотите, чтобы деньги людей работали в экономике, пожалуйста, вот вам цивилизованный инструментарий", - подчеркивает экономист.
Кубат Калыевич считает, что г-н Шыкмаматов и министерство защиты инвестиций должны выступить резко против вхождения государства в существующие предприятия.
"Еще раз повторюсь – в существующие. Потому что пересмотр соглашений по действующим предприятиям – это будет адский ад, много шума, сплошной популизм и, честно говоря, на выходе мы получим просто бегство инвесторов.
Что касается новых инвесторов, если мы приняли решение, что государство присутствует в новых предприятиях - нет проблем. Тогда, опять же, организационно-правовая форма - акционерное общество, государство за собой закрепляет определенный процент в уставном капитале конкретного акционерного общества, потому что оно же вносит свой вклад - инфраструктуру, месторождение, лицензию, это все стоит денег. Вот это было бы правильно и справедливо, когда на точке входа оценивается вклад государства при условии, что не менее 10% акций должны находиться в свободном обращении, чтобы также на IPO / SPO могли приобретать граждане республики, банки и т.д. Тогда мы убиваем "целое стадо зайцев". Улучшаем инвестиционный климат, даем возможность справедливо оценить долю участников, т.е. государство выступает не просто как регулятор, а как акционер, это две большие разницы", - резюмировал эксперт.
От редакции добавим, что вот такие инициаторы-"шариковы" вместо того, чтобы помогать бизнесу, способствовать развитию инвестиционных проектов и таким образом выводить благосостояние республики на новый уровень, попросту убивают и инвестклимат и, в частности, горнодобывающую промышленность Кыргызстана.