Мало было Кыргызстану проблем на границе с Таджикистаном, теперь международное сообщество обсуждает ситуацию вокруг крупнейшего инвестиционного проекта по разработке месторождения Кумтор.
Информационные ленты солидных ресурсов, которые отслеживают все текущие тренды в горнодобывающей промышленности, уже в утвердительном тоне говорят о попытках властей Кыргызстана национализировать "Кумтор".
"Законопроект, поспешно и скрытно одобренный законодателями Кыргызстана на прошлой неделе, может обернуться серьезными потерями для находящихся в долгих спорах с правительством иностранных инвесторов, обладающих правами концессии на самый прибыльный промышленный актив страны.
Если президент Садыр Жапаров одобрит закон - а нет никаких оснований предполагать, что он этого не сделает - это станет важным шагом на пути к национализации Кумтора", - пишет Eurasia.net
В частности, это же издание пишет, что "Кыргызстан, похоже, готовится к новому нападению на своего крупнейшего частного инвестора - оператора гигантского золотого рудника Кумтор".
Так что же происходит не только с "Кумтором", но и со всей горнодобывающей отраслью Кыргызстана, и чего ждать в будущем? На, мягко говоря, неприятные вопросы ответил Председатель горно-металлургического профсоюза Кыргызстана Эльдар Таджибаев.
- Эльдар Абдухалилович, как все происходящее может отразиться в целом на горнодобывающей отрасли республики и на инвестиционной привлекательности горнодобывающей промышленности в Кыргызстане? Раз создан такой из ряда вон выходящий законодательный прецедент, никто не исключает, что завтра возникнет какой-нибудь законопроект по "Джерую" или другим месторождениям?
- Однозначно. География действия таких законов может расширяться. Сегодня это "Кумтор", завтра другие предприятия могут назвать "стратегическими", или "наносящими вред экологии". Можно, в принципе, по такому же принципу взять любую другую организацию, так или иначе влияющую на экономику республики.
Так что риск того, что география принятия, действия таких законов может расшириться, имеется. В ситуация, которая сейчас сложилась, к сожалению отрицательно влияет на горнодобывающую отрасль в целом. И говорить об инвестиционной привлекательности – язык не поворачивается.
Я буквально на днях разговаривал с представителями некоторых инвесторов, очень много проектов было, было желание и планы запустить новые направления, хотели вкладывать деньги. Если раньше такие планы обсуждались с осторожностью, люди в каких-то ситуациях приостанавливали запуск, начало инвестирования, то сейчас, можно сказать, что проекты просто отменяются. Положение ухудшается. Идет отказ от инвестиций.
- Как, на ваш взгляд, все это вяжется с заявлениями, со стратегией Президента Садыра Жапарова по привлечению и защите инвестиций?
- О поддержке горнорудного сектора...
- Да и на фоне создания Министерства по защите инвестиций... Как это все вяжется?
- Это все, конечно, очень странно. Но, думаю, все это следствие неразберихи в стране, неразберихи в системе в целом госуправления, начиная с парламента и т.д. Пока сейчас пока просто неустоявшаяся власть у нас в Кыргызстане.
- То есть у вас еще остается какая-то надежда?
- Да. Надежда есть. Я надеюсь, что все эти заявления президента, они были исключительно искренними и, действительно, отражают его намерения. А то, что сейчас страна в такой ситуации находится, то проблемы с Таджикистаном, то выборы и т.д., поэтому... Надежда, что это просто неразбериха, пока все не улеглось, не устаканилось, не сформировалась нормальная вертикаль власти. Мне кажется, что причина в этом. Поэтому нужно постараться максимально исключить политизацию вопроса этого, убрать популистские выводы какие-то и т.д. Время в любом все расставит на свои места, - резюмировал Таджибаев.
От редакции напомним, что в октябре 2020 года, после освобождения из тюремного заключения, претендент на пост премьер-министра Кыргызской Республики Садыр Жапаров заявил на внеочередном заседании Жогорку Кенеша, что "отказался от идеи национализации Кумтора".
"Я еще тогда сказал, что национализировать нужно было 8 лет назад, а сейчас смысла нет, сейчас там золота не осталось. "Центерра" до конца должна доработать и после этого провести рекультивацию", - сказал Жапаров.