Буквально пару недель назад, в канун новогодних праздников, Генеральная прокуратура Кыргызстана сообщила о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц ЗАО "Компания Манас Менеджмент" и ОАО "Международный аэропорт "Манас" по факту причинения ущерба в сумме 1,7 млн. долларов США, сообщает отечественное издание "Res Publica".
Как далее сообщается в материале, по данным прокуратуры, эти должностные лица в период с января 2018 года по ноябрь 2020 года незаконно предоставляли льготы некой иностранной компании на грузовое обслуживание международных рейсов, в результате чего она платила 60 долларов за тонну, тогда как другие компании платили 95 евро.
По информации газеты "Res Publica", основным фигурантом расследования является Асан Иосифович Токтосунов – экс-президент "Манас Менеджмента", сомнительную деятельность которого мы расследуем на протяжении последних двух лет. А под "иностранной компанией", которой Токтосунов незаконно предоставил льготы, скрывается одна из структур турецкой компании GATA HAVAYOLLARI VE TASIMACILIK A.S.
Однако, судя по пресс-релизу прокуратуры, они выявили лишь верхушку преступного айсберга. Если копнуть глубже, количество фигурантов уголовного дела и размер причиненного государству ущерба увеличатся многократно!
Прокурорам и следователям на заметку: специализирующаяся на поставках товаров народного потребления из Турции, компания GATA и ее президент Вугар Аббасов появились в нашей стране не в 2018 году, а еще в начале 2015 года. И появились не случайно: их приход на наш рынок совпал со вступлением Кыргызстана в Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС) и открытием границ нашей страны с Россией и Казахстаном.
В тот период времени многие ушлые коммерсы сразу смекнули, что гораздо выгоднее везти товары из Турции или Китая в Казахстан и Россию не напрямую, как подсказывает нормальная логика, а делая большой крюк - через Кыргызстан. Всему виной кыргызская коррупция: платить за растаможку турецкого товара в Москве или Алматы официально оказалось многократно дороже, чем дать взятку таможеннику в Бишкеке. За деньги байкешка в погонах закроет глаза и посчитает таможенные пошлины и НДС не как положено по закону, а по-братски: дубленки по тарифам одеял, а сотовые телефоны – по ставкам запчастей к электроприборам. Во всех странах такие манипуляции на таможне называются контрабандой.
Знающие люди говорят, что для постоянных "клиентов" таможенники в аэропорту "Манас" даже установили специальные "взяточные тарифы" - с каждого кило груза им в карман "капало" 0,25-0,30 доллара США. А государство при этом теряло сотни миллионов долларов недополученных налогов и таможенных сборов…
Для входа на кыргызский рынок турки нуждались в местных партнерах (читай - подельниках), которые и груз встретят, и с таможней "по-братски" все вопросы порешают, и от правоохранителей прикроют, и поддержку на политическом уровне обеспечат. Такими партнерами для них стали президент "Манас Менеджмента" Асан Токтосунов, а так же его друзья – бывший вице-президент ОАО МАМ, директор крупной логистической компании Эрик Акматов и генерал милиции Талантбек Исаев, промышлявшие под крышей всесильного тогда Сапара Исакова. Так, совместными усилиями данных товарищей и с участием ряда подставных фирм, на базе грузового терминала государственного предприятия "Манас Менеджмент" в аэропорту "Манас" была налажена цепочка поставок и транзита ширпотреба с причинением особо крупного ущерба государству.
О том, как именно развивалось сотрудничество компании GATA с Токтосуновым и Ко, а также о махинациях при импорте товаров через аэропорт "Манас", манипуляциями с НДС (с конкретными именами людей и названиями фирм) мы подробно расскажем во второй части нашей статьи, которая будет опубликована буквально через несколько дней. Слишком обширна эта тема! А пока хотелось бы поподробнее остановиться на сути уже возбужденного прокуратурой уголовного дела – о необоснованном предоставлении скидок некоторым особо приближенным компаниям.
Как правило, любая авиакомпания во всем мире стремится заключить прямые договоры со всеми поставщиками услуг: с аэропортом - за взлет-посадку и обслуживание пассажиров, с топливными компаниями – за заправку самолетов, с поставщиками бортового питания, с оператором грузового терминала и т.д. Соответственно, оплата за оказанные услуги так же осуществляется напрямую от авиакомпании, в том числе и за разгрузку/погрузку/хранение грузов. На такой схеме ничего не украдешь.
Но если между авиакомпанией и грузовым терминалом поставить компанию-прокладку - посредника, который не нужен никому, кроме желающих набить собственный карман – можно украсть очень много. Такая схема выглядит предельно просто: авиакомпания платит за услуги грузового терминала по обычному тарифу, но платит уже не напрямую терминалу, а посреднику. Посредник же платит грузовому терминалу гораздо меньше - по специальному тарифу с большой скидкой, а оставшаяся разница делится между счастливыми участниками этой простой, как три рубля, схемы заработка на чужом горбу.
Компания GATA пользовалась на первый взгляд необъяснимой благосклонностью и щедростью "Манас Менеджмента" в лице Токтосунова аж с сентября 2016 года! Именно тогда GATA стала посредником между авиакомпанией Турецкие Авиалинии и грузовым терминалом аэропорта "Манас". Имеется и переписка, подтверждающая это.
ФОТО ПИСЕМ ОТ ТУРЕЦКИХ АВИАЛИНИЙ И ЗАО "ТРАНС АЗИЯ ЭКСПРЕСС"
Поэтому нам непонятно, почему правоохранители при проверке злоупотреблений в "Манас Менеджменте" и подсчете причиненного ущерба ограничились таким коротким промежутком времени: с января 2018 года по ноябрь 2020 года. Посчитайте с 2016 года и сумма причиненного государству ущерба как минимум удвоится!
Более того, почему прокуратура молчит о том, что незаконные льготы компании GATA предоставлял не только "Манас Менеджмент", но и Бишкекский филиал ОАО "Международный аэропорт "Манас"? Так, директор Бишкекского филиала МАМ Мирлан Бегалиев (кстати, тоже друг Токтосунова) с 1 июня 2016 года предоставил компании GATA необычайно щедрые скидки за наземное обслуживание рейсов аэропорт "Манас":
- 15% за обслуживание пассажирских рейсов;
- 25% за обслуживание грузовых рейсов;
- и аж 50% за обслуживание транзитных рейсов!!!
ФОТО ДВУХ СТРАНИЦ ДОПСОГЛАШЕНИЯ №2
Все эти скидки предоставлены с барского плеча наемных менеджеров, но за наш с вами счет – аэропорт-то государственный… Просим прокуратуру этот ущерб тоже не забыть посчитать, там должно быть много.
Но по-настоящему страшно становится от того, что эта схема вывода денег в "Манас Менеджменте" и в ОАО "МАМ" применяется уже очень много лет. Аффилированные с Токтосуновым и Акматовым компании подобным образом выкачивали деньги из "Манас Менеджмента" больше десятилетия! Да и не только в "Манас Менеджменте" - в большинстве госпредприятий аналогичная картина.
Если правоохранители решили всерьез с такими схемами разобраться и положить им конец, то наши дальнейшие статьи по этой теме определенно должны их заинтересовать - размер причиненного государству ущерба увеличится многократно! Главное, чтобы после возбуждения уголовного дела у этих схем в аэропорту "Манас" не появилась новая "крыша".