Печально, но факт. Кыргызстанцы уже привыкли - то депутат, то чиновник нет-нет, да вляпается в коррупционный скандал.
Но почему-то особенно обидно, когда в таких историях звучат фамилии настоящей политической элиты страны. Речь пойдет об одном из внуков Первого секретаря ЦК Коммунистической партии Киргизской ССР Турдакуна Усубалиева Эрмеке Усубалиеве.
Еще недавно он был депутатом Бишкекского городского кенеша от партии СДПК. Но сложил полномочия в июле этого года после того, как заболел коронавирусом. Свой уход он объяснил весьма изящно. Мол, произошла переоценка ценностей.
"Я не хочу никого хаять или ругать, но эта ситуация действительно показала, на каком уровне мы находимся. Мы просто уничтожили государство за 25 лет, и все это видят. Бедные простые люди, которые получают зарплату по 5-6 тысяч сомов, сами по себе, сами спасают ситуацию - помогают друг другу. Это позор и стыд!", - не поскупился на пафос Усубалиев. И, судя по всему, на лицемерие.
Да простят нас другие потомки Турдакуна Усубалиева, но мы вынуждены рассказать эту чудовищную по своей циничности историю. Которая, кстати, должна очень заинтересовать и нынешнего главу ГСБЭП (Финпола) Сыймыка Жапыкеева, и главу ГКНБ КР Камчыбека Ташиева.
Ну и, конечно же, одного из кандидатов в президенты Садыра Жапарова. Вне зависимости от того, победит он на выборах или нет, тема золотодобывающих месторождений – его конек.
К слову, напомним, за то время, что Жапаров был премьер-министром, он объявил мораторий на выдачу новых лицензий на разработку "драгоценных" месторождений, а все остальные соглашения, пообещал он, будут пересматриваться в пользу народа. Ну и, желательно, на соответствие законности.
Вернемся к нашему "клондайку". История эта началась, по сути, еще в 2006 году. Тогда гражданин России Юрий Бурлингас создал в Кыргызстане ОсОО "Долина Кассана" для организации геологоразведочных и добычных работ на золоторассыпных месторождениях Кыргызстана. Тогда же был зарегистрирован филиал российского ООО "Долина Кассана". А в 2011 году в состав участников ОсОО "Долина Кассана" (Кыргызстан) вошла местная компания ОсОО "РВ-транс".
С момента создания и до декабря 2015 года совладельцем, инвестором и фактическим руководителем, осуществляющим оперативное руководство, был Юрий Бурлингас. На начало декабря 2015 года ОсОО "Долина Кассана" располагала активами, необходимыми для полноценного функционирования производственного цикла по добыче золота стоимостью порядка 2 млн долларов США.
В распоряжении была производственная база, расположенная в пгт Ала-Бука. На территории базы организован административно-бытовой комплекс, оснащенный самым современным на тот момент оборудованием, жилой комплекс, ремонтно-мастерское помещение, складские помещения и т.д.
Естественно была и собственная горнотранспортная и горно-добычная техника. Автосамосвалы грузоподъемностью 15-25 тонн, экскаватор с объемом ковша 2 м3, фронтальные погрузчики, бульдозер, промывочный прибор и другие важные при горной добыче агрегаты.
И, что важно, для контроля, сохранности и доводки добытого металла непосредственно на территории производственной базы была организована золото-приемная касса, оборудованная сигнализацией и с системой видеонаблюдения.
Более того, для дополнительного контроля и обеспечения прозрачности всего процесса добычи россыпного золота при съеме концентрата и при доводке металла Бурлингас инициировал и совместно с налоговым органом непосредственно на объекте организовал налоговые посты из представителей Ала-Букинского районного отделения УГНС и сельского округа им. Балтагулова. Компания Бурлингаса была одной из немногих в Кыргызстане, которая сдавала все добытое золото на Карабалтинский аффинажный завод.
Так дотошно технические параметры производства мы рассказываем для того, чтобы показать, в каком состоянии предприятие попало, по сути, в руки Эрмеку Усубалиеву.
За время с 2006 по 2015 годы ОсОО "Долина Кассана" на месторождении "Баймак" обеспечила рабочими местами от 60 до 80 человек, сельским округам было безвозмездно оказано услуг, спонсорской и гуманитарной помощи на общую сумму более 5 млн сомов. Налогов и других отчислений было выплачено более 13 млн сомов, добыто и передано на аффинажный завод "Кыргызалтын" в Кара-Балте порядка 63 кг химически чистого золота.
Но с 2014 года в связи с семейными обстоятельствами Бурлингас был вынужден много времени находиться в Москве. И из-за невозможности оперативно управлять бизнесом он принял решение о продаже части своего бизнеса в кыргызских компаниях.
Желающим приобрести эти доли выступил кыргызстанец Руслан Олейник, который в свою очередь привлек в качестве компаньона Александра Чурсина, зарегистрировавшего на свое имя ОсОО "А.В. Инвестмент групп". Тогда прозвучала информация, что фактически владельцем последней компании является гражданин Австралии Бен Феррис, именно он выделяет средства для покупки доли в "РВ-ТРАНС". Им Юрий Бурлингас, фактически и передал все полномочия, оставив за собой только контроль за исполнением налогового законодательства и сохранностью добываемого золота для сдачи его на аффинажный завод.
В октябре 2014 года ОсОО "А.В.Инвестмент групп" приобрело 20,5% ОсОО "РВ-ТРАНС". По договоренности сторон после выкупа 100% ОсОО "РВ-ТРАНС" российская компания ООО "Долина Кассана" выходит из состава участников владельца лицензии на право пользования месторождением "Баймак" - кыргызской компании ОсОО "Долина Кассана".
Но после выяснилось, что Олейник и Чурсин не обладали достаточными финансами для выполнения своих обязательств. И тогда-то, в 2015 году, на горизонте и появился Эрмек Усубалиев – его привел г-н Олейник. Усубалиев заинтересовался компанией, добывающей золото. Была достигнута договоренность, что он выкупит оставшуюся долю "ОсОО "РВТРАНС" за 1 350 000 $.
Но, как выяснилось, Усубалиев был "в производстве" и раньше. Оказывается, Олейник занял у Эрмека Усубалиева крупную сумму денег, и фактически добычей золота на месторождении "Баймак" руководили уполномоченные представители Усубалиева.
Тут следует особо отметить, Эрмек Усубалиев был не единственным претендентом на компанию и месторождение – были и другие желающие. И именно Усубалиев приложил все усилия, чтобы Бурлингас заключил сделку именно с ним, и поскорее переоформил на него компанию.
Ну а дальше началась череда событий, которая и привела к нынешней ситуации. Не будем утомлять читателей долгими юридическими подробностями. Суть в том, что и Усубалиев сразу не стал выплачивать оговоренную сумму за долю в кыргызской компании. А предложил рассрочку на год. В подтверждение того, что оплата произойдет, по общему согласию с Эрмеком Усубалиевым и всеми владельцами долей в компаниях, лицензия на добычу была передана в залог Бурлингасу. Все это делалось строго в рамках законодательства.
Также по согласию всех участников были оформлены другие залоговые соглашения в подтверждение того, что собственные средства, которые Юрий Бурлингас на протяжении всех лет вкладывал в организацию производства, добычи и обработки рассыпного золота ему вернутся.
Здесь следует подчеркнуть, что фактически с октября 2015 года владельцем компании был уже Эрмек Усубалиев. Юрий Бурлингас доступ к добыче, контролю и отчетности полностью утратил. Усубалиев попросил Бурлингаса остаться формальным директором компании до момента продления лицензии на разработку месторождения "Баймак". В 2016 году "усилиями" Усубалиева лицензия была переоформлена на новый срок. Напомним читателям, что лицом принимавшим решение о продлении этой лицензии был тогдашний руководитель Госгеологии, скандально известный Дуйшенбек Зилалиев.
И именно с 2016 года начались проблемы и компании, и самого Бурлингаса. Усубалиев прекратил выплачивать положенные по договоренностям средства, прекратились выплаты за арендованную технику, принадлежащую Бурлингасу. А начались угрозы в его адрес, вплоть до физической расправы. У редакции есть тому прямые свидетельства.
Однажды одного из знакомых Бурлингаса по бизнесу в сфере золотодобычи, также руководителя и совладельца компании, похитили неизвестные, несколько часов удерживали, наносили колотые раны ножом и требовали денег. Были и другие обстоятельства, из-за которых Бурлингас, опасаясь за свою жизнь, приехать в Бишкек, чтобы разобраться в сложившейся ситуации, не смог.
Но даже дистанционно, через своих доверенных лиц Бурлингас старался восстановить настоящую картину происходящего – пытался опровергнуть сданный представителями Усубалиева недостоверные налоговый отчет, и отправил свой уточненный отчеты в налоговую, направлял другие сведения, писал обращения и претензии. Что, надо полагать, не нравилось "новоиспеченным золотокопателям". До мая 2017 года Юрий Бурлингас формально оставался руководителем компании, хотя с февраля 2016 года не приезжал в Кыргызстан по ранее озвученным причинам.
Почему Эрмек Усубалиев, как фактический владелец компании, не сменил отсутствующего более года директора, остается загадкой. Видимо на тот момент его это полностью устраивало. Кто и какие отчеты сдавал за это время от имени отсутствующего директора и за чьей подписью, еще предстоит разобраться органам.
Но именно попытка Юрия Бурлингаса вмешаться в дела компании, видимо, послужила тому, что в июне 2017 году на него заведено уголовное дело. А сам он объявлен в розыск. (Следователь, который возбуждал дело в последствии сам был привлечен к уголовной ответственности – ред.)
В адрес Бурлингаса в это время продолжали сыпаться угрозы и требования отказаться от залога лицензии на разработку золотого месторождения и передать в распоряжение Усубалиева карьерную технику.
Кстати, Россия в аресте и экстрадиции Бурлингаса отказала. Оно и понятно, и правильно. Во-первых, Россия своих не выдает, а, во-вторых, российским следственным органам не было предоставлено доказательств вины Бурлингаса. Уточним, что по международным соглашениям следователи из Кыргызстана должны были направить в Россию само международное поручение об опросе Бурлингаса. Но никаких действий следствия на его опрос и получения от него объяснений за прошедшие три года не было.
И Бурлингас до сих пор находится в розыске, и до сих пор на него заведено уголовное дело.
Очень важное и интересное обстоятельство – за все это время следствие не пыталось выйти на Бурлингаса, хотя его фактическое местопроживание в Москве было известно всем участникам этой истории. Никто не пытался взять показания у его бухгалтера, кассира и других его коллег. А они могли рассказать очень много интересного про действия Усубалиева и его партнеров.
Можно предположить, что даже следователи понимали – дай Бурлингас и его сотрудники показания, дело бы рассыпалось уже с их первых слов.
И не кажется ли странным совпадением, что в тот день, когда суд избрал заочно меру пресечения Бурлингас в виде заключения под стражу, по поддельной доверенности Усубалиеву и его компании была передана доля российской компании, принадлежащей Бурлингас и входившей в состав участников золотодобывающей фирмы.
Юрий Бурлингас в течении последних полутора лет, через своего адвоката, направил более 15 обращений, прислал копии всех документов, которые могли интересовать следствие, свое видеообращение, переписку в Whatsapp со всеми участниками этой истории. Никаких ответов, кроме формальной отписки – ваше обращение получено и по нему будет принято решение.
До сих пор с учетом поступавших угроз и заведенного уголовного дела Бурлингас не может без боязни за свою жизнь и свободу отстаивать права на территории Кыргызстана. В т.ч. вести кампанию по возврату как минимум 900 тысяч долларов, которые ему до сих пор должен внук Первого секретаря ЦК Коммунистической партии Киргизской ССР Турдакуна Усубалиева.
Зачем все это Эрмеку Усубалиеву?
Сначала он требовал, чтобы Бурлингас, еще до того, как Усубалиев выплатит все долги – 900 тысяч долларов, и это без стоимости аренды техники, снял обременение с лицензии. Позже, когда Юрий Бурлингас на это естественно не пошел, Эрмек Усубалиев начал требовать возврата оплаченных денег за компанию, и чтобы Бурлингас забрал кыргызскую "Долину Кассана" себе обратно.
Все эти требования совершенно бредовые. Как минимум потому, что за то время, что Усубалиев руководил компанией, производственная деятельность велась и ведется весьма активно. Золото добывалось и добывается. Но вот в каких объемах, и что с ним происходило и происходит дальше – неизвестно. Что уж говорить о том, каким образом велась на предприятии вся другая отчетность вплоть по сей день. По имеющимся у нас данным, сейчас на месторождении "Баймак" под флагом Усубалиева работает китайская компания.
В случае, если Бурлингас не выполнит "сказочные" требования Усубалиева, бывший депутат Бишкекского городского кенеша угрожал (а на тот момент он был действующим народным представителем) передачей документов в Интерпол и дальнейшими проблемами в России и за ее пределами.
Угрозы – это, судя по всему, основная фишка Эрмека Усубалиева. И если уж чьи действия и изучать под лупой следствия – и Финпола, и Генпрокуратуры и других контролирующих и следственных структур, так это как раз Усубалиева, его партнеров и представителей.
И, сдается нам, картинка будет "так себе", потянет на укрывательство доходов, невыплату налогов, мошенничество и подделку документов, и, наверное, много чего другого.
P.S. Редакция направляет запросы в Финпол, Генпрокуратуру и ГКНБ с вопросами о законности действий сотрудников следственных и надзорных органов. Также просим этот материал – не последний на эту тему, считать официальным публичным обращением для проведения проверки и разбирательства по этому делу.