Наверное, весь мир помнит, как Кыргызстан потерял свою Конституцию. Для цивилизованных государств, к какому статусу и стремится наша республика, подобное конечно не просто недопустимо, а немыслимо!
Как можно потерять оригинал закона, по которму живет страна, народ!?
А мы потеряли. Но мало того, что мы теряли Конституцию, мы так долго над ней измывались, перекраивали ее в угоду различным политическим течениям, группам, персонам, что теперь ее можно назвать основным для насмешек законом.
Сегодня общество обсуждает новый проект Основного закона, который предложен депутатами парламента и выставлен на общественное обсуждение. Проект, скажем сразу, не идеален, и многие уже подвергли его жесткой критике. Более того, некоторые деятели предлагают запустить кампанию против внесения изменений в Конституцию. Так что же делать? Есть ли правильное решение? Оставить закон в покое, пусть будет таким, как есть, или все же, наступив на горло протестующим голосам, продолжить процесс конституционной реформы?
Мы должны признать, что существующая Конституция заложила в себе те бомбы которые толкают народ на революционные действия, - говорит отечественный эксперт Абдымалик Мырзаев.
По его словам, нынешние действия по изменению Основного закона связаны с событиями, которые произошли 5-6 октября 2020 года на площади. И сегодня в обществе говорят не о какой-то косметической конституционной реформе, а ставятся глубокие и серьезные требования.
"В Кыргызстане требуется кардинальная конституционная реформа, которая даст народу новый формат государственного управления. Причина в том, что по Конституции власть не ответственна и не подотчетна перед народом. Народ должен быть истинным хозяином власти, и власть должна быть подотчетна народу.
А сегодня мы имеем парламентскую форму правления, придуманную Омурбеком Текебаевым, которая извратила суть парламентаризма. Во-первых, законодательная власть приняла на себя функции парламента, высшего органа власти. Это недопустимо.
Парламентаризм – это форма, при которой люди могут не только избирать власть, но и контролировать его и снимать с должности нерадивых руководителей, которые не исполняют требования народа. Сегодня эти элементы отсутствуют как в самой Конституции, так и в подзаконных актах, связанных с выборами, с деятельностью трех ветвей власти", - констатирует Мырзаев.
Эксперт считает, что основной закон должен отражать историю и духовно-нравственные ценности и устои нашего народа, которые формировались тысячелетиями.
"Наши предки управляли большим государством, которое называлось Кыргыз каганаты. При этом была надежная демократичная форма правления через курултай - это есть насление наших предков. Кстати, принципами и элементами улуу курултая пользуются в Монголии, в тех же развитых европейских странах – Швейцарии, Швеции, Германии. Высшая степень демократии, когда народ реально может управлять государством, страной и властью, когда народ имеет возможность сплотиться, определить свои национальные ценности, и новая Конституция должна это предусматривать", - говорит Абдымалик Мырзаев.
Подчеркивая, что партийная система в Кыргызстане деградировала настолько, что стала элементом раздробления народа, Мырзав подчеркивает, что Курултай – это не собрание и не съезд, а именно форма управления государством.
"Если мы говорим о законодательном собрании, то там достаточно 20-30 хороших юристов и экономистов, которые могут профессионально и грамотно писать законы. А Курултай, куда будут делегироваться представители регионов, экспертных, научных сообществ и т.д., будут формировать общий стратегический плана развития государства, принимать или отвергать работу и отчеты президента и правительства", - объясняет эксперт.
В противовес этого Мырзаев напоминает, что при партийных списках в законодательную власть приходили те, которых народ не принимал. Эти люди выбирали исполнительную власть, с которой тоже спроса было мало.
"Народ ни с кого не мог ничего спросить. Это одна из бомб, заложенных в нашей конституции – полная безответственность", - констатировал эксперт.