Аналитика Айнуры Асакеевой дает благодатную почву для размышлений о взаимоотношениях Берлина и Москвы. Стоит задуматься об этом и политикам в Кыргызстане. Зачем?
Политолог-германист, в прошлом сотрудник дипломатической миссии Кыргызстана в Германии Айнура Асакеева любезно поделилась с TUZ.KG своим анализом ситуации по итогам блиц-визита Ангелы Меркель в Сочи. По убеждению аналитика, Германия хочет вернуть роль посредника, моста в отношениях России с Западом.
У Германии есть понимание сегодня, что она потеряла за последнее время свою роль почти как будто адвоката России, моста, соединяющего ее самого крупного партнера на Востоке Европы с Западом. Эта роль утвердилась за немцами после окончания холодной войны и особенно закрепилась благодаря дружбе бывшего Федерального Канцлера Г. Шредера с В.Путиным.
Довольно длительное время ведь считалось, что даже экономические санкции против России введены по инициативе США, а Германия и другие страны Евросоюза – неплохие друзья России и чуть ли не вынуждены тоже подчиниться и выполнять волю Штатов, наказывая таким образом русских якобы «за аннексию Крыма».
Сегодня Германия находится на пути к эмансипации и полной независимости даже от своего еще недавно главного заокеанского покровителя США. Украинский кризис, ситуация в Сирии, сначала предвыборная президентская гонка, а затем и победа Д. Трампа в США особенно обнажили истинные актуальные устремления немецкой внешней политики. По всем этим вопросам позиции российской и немецкой сторон оказались диаметрально противоположными. Стало очевидным, что ни о какой близости между Германией и Россией не может быть и речи, и страны больше конкуренты, в т.ч., и за внимание и дружбу со Штатами, их новой администрацией.
Тема визита Федерального Канцлера Германии Ангелы Меркель в Сочи не стала главной в новостях немецких СМИ за 2 мая т.г. И в новостях общественных телевизионных каналов Германии ARD и ZDF, и на страницах большинства немецких печатных изданий эту тему затмили репортажи о скандале с праворадикальной подоплекой в рядах Бундесвера (Вооруженных сил Германии), упреки в этой связи к Федеральному Министру обороны У. фон дер Ляйен и, наконец, развернутая с подачи Федерального Министра внутренних дел Т. де Мезьера дискуссия о важности этаблирования немецкой Leitkultur (ведущей культуры) в стране.
Согласно заявлениям немецкой стороны еще в преддверии визита А. Меркель в Сочи, основной целью переговоров должно было стать обсуждение с российской стороной подготовки к предстоящему саммиту Большой двадцатки (G20), который откроется через два месяца в Гамбурге под председательством Германии. Немецкая сторона высказывалась также о том, что хочет конструктивно работать с Россией, единственным предусмотренным ограничением здесь является – «насколько это возможно», как отмечал пресс-секретарь правительства ФРГ Ш. Зайберт.
Визит состоялся, несмотря на имевшиеся заявления о том, что А. Меркель приедет в Россию только после достижения успехов по стабилизации ситуации на востоке Украины, и стал первым после двухлетнего перерыва с момента последнего посещения немецким Канцлером России в мае 2015 года.
С какой же целью Канцлер Германии летела 7,5 часов до Сочи и вела переговоры в течение 3 часов с российским Президентом?
Как отметила политический редактор авторитетного берлинского издания Tagesspiegel К. фон Зальцен, «странный альянс требует с некоторых пор нового старта в отношениях Германии с Россией. Он простирается от лоббииста Газпрома Г. Шредера, представителей Восточного комитета немецкой экономики до партии Левых и даже правопопулистской партии Альтернатива для Германии (АфД). Они выступают за отмену санкций и требуют перейти к обсуждению повестки дня отношений, несмотря на русскую интервенцию на Украине.»
Немецкие аналитики и журналисты подчеркнули в своих интервью и комментариях по итогам визита для телевидения и ведущих немецких печатных изданий, как Zeit, Frankfurter Allgemeine Zeitung, Berliner Zeitung и др., что Россия уже является фактором силы и ее нельзя сбрасывать со счетов. Мол, на Украине сепаратисты контролируют фабрики и заводы, а Москва раздает им свои паспорта, рубль является там платежным средством. В Сирии она поддерживает, как считают немецкие аналитики и журналисты, военного преступника Башара Ассада и препятствует независимому расследованию недавней химической атаки там. Немецкая сторона твердо уверена также в том, что Россия вмешивается своими хаккерскими атаками в процесс выборов в Западной Европе.
Но несмотря на все это, в немецко-российские отношения пробился сегодня фактор реализма. А реалии международной жизни таковы, что без России нет решений ни по Украине, ни по Сирии и др. Ожидается, что Россия будет играть конструктивную роль в ходе саммита Большой двадцатки G20 через два месяца в Гамбурге.
Как отметила Руководитель студии ZDF (Второго немецкого общественного телевизионного канала Германии) в Берлине Б. Шаустен в вечернем выпуске новостей канала за 2 мая т.г., «ожидаемого многими сближения между Россией и США после прихода Д. Трампа в Белый дом до сих пор не произошло, еще Б. Обама консультировался у А. Меркель на предмет того, как «тикает» В. Путин и Россия.»
Сегодня Германии вновь представилась возможность вернуть эту почти утерянную роль посредника, моста между Западом и Россией. И эту возможность Германия не хочет упустить. Диалог будет продолжен, даже если мнения по многим вопросам диаметрально расходятся. Настоящего нового старта в отношениях двух стран придется еще подождать.
Редакция TUZ.KG благодарит Айнуру Асакееву за предоставленный анализ встречи Меркель и Путина. Конечно же, и аналитики Кыргызстана должны отслеживать такие события и просчитывать – насколько гибкой, адекватной и своевременной должна быть реакция властей нашей республики с учетом многовекторности и вовлеченности КР в международные финансовые и политические союзы.
Вполне возможно, что диалог между Путиным и Меркель может стать началом нового формата международных взаимоотношений в целом. Что, естественно, не обойдет стороной и Кыргызстан.