Об этом судебном разбирательстве говорили и писали давно. Еще бы – один из фигурантов дела – российский бизнесмен Герман Цой. И сейчас, когда страна переживает такие острые моменты, когда народ Кыргызстана стоит на развилке – жить по-прежнему, или истребить коррупционные схемы, пойти по пути очищения от всех преступных схем в судебной, исполнительной и законодательной ветвях власти, стоит вспомнить про этот процесс.
Напомним, кыргызстанский бизнесмен Александр Ким настаивает, что его бывший партнер – Герман Цой, еще в далеких 90-х воспользовался ситуацией и не вернул ему положенные от рядовой сделки деньги. Пока что нашим читателям была известна только позиция Александра Кима. Но вот, что интересно. То, что следует из заявлений адвокатов Германа Цоя и эпизодов самого дела, заставляет задуматься – а так ли все чисто в этом судебном споре?
Так, решением Первомайского районного суда Герман Цой был заочно приговорен к тюремному заключению и возмещению колоссального материального ущерба в размере 228 млн долларов в пользу Александра Кима.
Сумма, конечно, потрясает. Что такого должен был сделан Герман Цой, чтобы задолжать кому-то такие деньги? Отметим, что Цой - крупный российский бизнесмен, кавалер Ордена Дружбы, отмечен благодарственными письмами президента России за большой вклад в строительство Восточно-Сибирского трубопровода.
Российские высококлассные адвокаты, защищающие интересы Германа Цоя, уверены, что дело против него просто-напросто сфабриковано. Они в шоке от беззакония, которое творили сотрудники правоохранительной системы Кыргызстана: следователь СК МВД республики Байбосунов, работники Генеральной прокуратуры, успевший засветиться в ряде резонансных скандалах судебный эксперт К. Джансеитов, судья Первомайского районного суда Эсенбаев А., а также судьи апелляционной инстанции Бишкекского городского суда Момуналиев А.Ж, Есекеев К.С. и Карабеков А.М.
Российские адвокаты утверждают, что именно усилиями вышеперечисленных лиц по заявлению Александра Кима было сфабриковано уголовное дело в отношении гражданина РФ Германа Цоя. Примечательно, Цой с конца 1990 года и по настоящее время не бывал на территории Кыргызской Республики. А сам Александр Ким известен тем, что в 1995 году убил трех своих односельчан в г. Джалал-Абаде, но каким-то образом избежал наказания. Защитники Германа Цоя убеждены – не обошлось без поддержки бывшего сотрудника Генеральной прокуратуры Кыргызстана Александра Хегая - основателя и владельца адвокатской компании "Ко Корпорейшн", да и многих других заинтересованных высокопоставленных лиц.
Что касается непосредственно самого судебного разбирательства. В материалах дела и в тексте приговора речь идет о событиях, имевших место в 1992–1993 годах. Тогда Герман Цой якобы не рассчитался с Александром Кимом за несколько тонн семян лука и партию глубинных насосов, поставленных последним в 1992–1993 гг. в адрес российских юридических лиц, акционером которых был Цой. И российский бизнесмен задолжал, по версии следствия, за эти поставки кооперативу Кима несколько десятков тысяч долларов.
По прошествии более 20 лет Александр Ким якобы вспомнил об этом и решил, что в отношении него совершенно преступление. При этом, по версии Кима, которую полностью поддержало следствие и суды, несколько тысяч долларов волшебным образом превратились в более чем 200 млн долларов США.
Все доказательства ненадлежащего исполнения договорных отношений, якобы имевших место в 90-х годах, приняты следствием и судом исключительно со слов Александра Кима. Им же и установлена процентная ставка в 160% годовых, которая использовалась при расчетах ущерба, о чем он, не стесняясь, заявил прямо в ходе судебного заседания.
По заключению адвокатов Цоя, приговор в отношении их подзащитного нарушает все фундаментальные основы правосудия и свидетельствует о высочайшем уровне коррупции и правового нигилизма в Кыргызстане.
Вынося приговор, уверены российские адвокаты Германа Цоя, служители кыргызстанской Фемиды перечеркнули и грубейшим образом нарушили требования не только уголовного кодекса Кыргызстана, но и положения Минской конвенции об оказании правовой помощи 1993 года и Договор о взаимной правовой помощи, заключенный между Россией и Кыргызстаном в 1992 году, в соответствии с которыми гражданин России не может быть осужден в Кыргызстане за деяния, совершенные им в Российской Федерации (при наличии таковых).
Более того, россиянин Герман Цой был полностью лишен права на защиту - права, которое по Конституции любой страны есть у каждого обвиняемого. С самого начала расследования следователь Байбосунов незаконно объявил Цоя в межгосударственный розыск как гражданина Кыргызстана. Это при том, что Герман Цой – гражданин России, и, более того, что у него есть адрес регистрации в РФ, а российская прокуратура отказала в его экстрадиции, основываясь на Конституции РФ.
Далее. В материалах суда нет ни одного показания Цоя о произошедшем. И даже показания, данные им в рамках Международного следственного поручения в РФ, таинственным образом исчезли из материалов дела.
Несмотря на то, что адвокаты Германа Цоя неоднократно ходатайствовали о том, чтобы их подзащитного допросили хотя бы по видеосвязи, ходатайства не были удовлетворены судом. Таким образом, надуманный, как утверждают адвокаты Цоя, гражданско-правовой спор перерос в уголовное преследование в Кыргызстане в отношении гражданина России по договорным отношениям, заключенным на территории России.
Более того, по заключению уполномоченных российских специалистов, которые провели экспертизу материалов уголовного дела, основные документы, положенные в основу обвинения, оказались грубейшим образом сфабрикованы заявителем.
Защитники Германа Цоя расценивают все действия, предпринятые кыргызской стороной, как шантаж и вымогательство. И, возмущаются российские юристы, даже риск нанести серьезный ущерб имиджу и репутации Кыргызстана как правового государства не остановил коррупционеров в их стремлении заработать на этом сомнительном "споре".
Они намерены обратиться в Комитет ООН по правам человека, а также проинформировать все российские государственные органы, включая Президента РФ, о незаконных действиях, осуществляемых сотрудниками правоохранительной и судебной системы в Кыргызстане в отношении гражданина РФ.
Верховный суд Кыргызстана 20 октября 2020 года будет рассматривать это уголовное дело в рамках кассационной жалобы. Это будет судьбоносное решение, которое ответит на вопрос, действительно ли коррупция в Кыргызстане стоит выше закона Республики.
Этот материал ни в коем случае не является средством давления на предстоящее заседание Кассационной коллегии Верховного суда, поскольку сегодня достаточно доказательств, чтобы российский суд отказал в признании решения Первомайского районного суда и сделал его бессмысленным на территории РФ. Защитники Германа Цоя ставят перед собой одну единственную цель - привлечь внимание общественности Кыргызстана, всех сторонников борьбы с коррупцией в стране, депутатов нового парламента и новой политической элиты и очистить общество от коррумпированных чиновников, наносящих непоправимый ущерб имиджу государства.
Конечно же, такие люди, как Герман Цой, нужны Кыргызстану не как незаконно осужденные, на которых хотят заработать нечистые на руку коррупционеры, а как люди, добившиеся значительных успехов в бизнесе, создающие компании мирового уровня, акциями которой владеют сотни иностранных инвесторов.
Их присутствие в стране и инвестиции в экономику, о которых Герман Цой говорил в своем открытом обращении к президенту в 2018 году, могут принести реальное улучшение экономике страны, привлечь иностранных инвесторов, создать рабочие места и снять таким образом те социальные проблемы, которые сегодня разрывают общество.
Напомним, что в связи с последними событиями в Кыргызстане Россия официально приостановила финансирование нашей экономики. Если широкая общественность об этом не знает, то поясним – российская сторона напрямую дотировала наш бюджет. А, если проще, помогала закрывать нам бюджетные дыры.
И, конечно же, такие скандалы, как, например, с российским миллиардером – бывшим уроженцем Кыргызстана Германом Цоем, будут нести не самую лучшую "мотивацию" для российской стороны, чтобы возобновить полноценное финансовое сотрудничество с Кыргызской Республикой.
К слову, на необоснованный и незаконный приговор суда стороной защиты Германа Цоя была подана апелляционная жалоба. Но несмотря на многочисленные нарушения при вынесении приговора, рассмотрение жалобы носило формальный характер. Адвокатам фактически не дали возможность выступить на заседании и аргументировано изложить позицию защиты, ни одно из ходатайств адвокатов не было рассмотрено, процесс длился считанные минуты, что явно свидетельствует об ангажированности и заказном характере дела.
Продолжится ли весь этот беспредел при заседании коллегии Верховного суда? Поступят ли судьи по закону и совести или, как и в Бишкекском городском суде, не станут заслушивать сторону защиты, а сразу перейдут к прениям?
Мы, безусловно, будем следить за этой историей. И дело не лично в Германе Цое. Дело в судебной системе Кыргызстана, на которой строится и законность всего государства, и творящееся беззаконие.
На что сделают ставку судьи? На чьей они стороне?