Возможно новый премьер-министр, собранный новым созывом парламента, который народ Кыргызстана изберет буквально в грядущее воскресенье, будет качественным управленцем, стратегом и порядочным человеком, который будет служить народу, стране, и не будет вляпываться в коррупционные скандалы. Пока же, к сожалению, с главами кабмина кыргызстанцам не слишком везет.
Кто сидит, кто до сих пор вспоминается недобрыми словами за некомпетентность, другие в "разработке" в рамках уголовных дел или могут стать таковыми. Касается это и прошлого - Мухаммедкалыя Абылгазиева, и нынешнего - Кубатбека Боронова.
Экс-глава правительства, как достоверно известно TUZ.KG из собственных источников, может быть привлечен к ответственности в связи с уголовным делом, связанным с выявленной коррупционной схемой на ГП НК "Кыргыз Темир Жолу". Официальных обвинений ему пока не предъявлено, но некоторые задержания и показания свидетелей дают все основания полагать, что Мухаммедкалый Дуйшекеевич может иметь отношение к выводу денежных средств с госпредприятия. Пока не будем раскрывать всех карт, но угроза оказаться на судебной скамье перед экс-премьер-министром маячит вполне реальная.
Не стал исключением и Кубатбек Боронов - нынешний глава кабмина, сменивший на этом посту АБылгазиева. И он может испытать на себе не самый, мягко говоря, приятный статус - фигуранта уголовного дела. С той лишь разницей, что дело касается его бытности министром Чрезвычайных Ситуаций.
Мы уже неоднократно писали об этом беспрецедентном деле, в которое вляпалось МЧС "благодаря" подведомственному и полностью подоточетному государственному предприятию "Авиационное предприятие". Судебные разбирательства тянутся уже не первый год, но, кажется, судам надоела вся эта котовасия с перекладыванием бумажек из папки в папку, были приняты доказательства и новые обстоятельства, предоставленные пострадавшей стороной - инвестиционной компанией Al Amyal Aviation Servicez FZE, и дело было направлено на дорасследование. Что, конечно же, не может не пугать представителей МЧС и руководителей - как нынешних, так и бывших.
Если суд все же сможет вынести объективное решение, без давления сверху, без оглядки на "телефонное" и прочее "высокопоставленное" право на правосудие, скорее всего госбюджету придется раскошелиться на десятки миллионов сомов, а ответственным в разное время госслужащим отвечать перед законом уже в рамках своих полномочий. В том числе это касается и Кубатбека Боронова, при котором, собственно, и начиналась вся эта история.
Напомним, что еще в 2011 году ГП "Авиационное предприятие" при МЧС КР сдало свой единственный вертолет в аренду компании Al Amyal Aviation Servicez FZE для полетов в Афганистане. Потом вертолет сломался, но и тут нашли выход – арендатор дал уже госпредприятию в аренду двигатель, что было выгодно обеим сторонам. Договорились о оплате за двигатель. Следом несколько депутатов парламента (которые, конечно же, за свое вмешательство ответственности не понесли) решили вмешаться в это налаженное сотрудничество и зачем-то потребовали изъять вертолет из аренды.
Лишившись заработка от сдачи техники в аренду, ГП "Авиационное предприятие" подает иск против компании Al Amyal Aviation Servicez FZE с требованием оплатить за аренду вертолетом тогда, когда компания уже на нем не летала! Но при всем при этом госпредприятие так до сих пор и не оплатило аренду двигателя. Но и на этом не конец – по требованию ГП при МЧС КР арестованы все другие вертолеты компании! И так уже продолжается несколько лет. Инвестор несет миллионные (и не в сомах, а в долларах) убытки – как минимум, на ремонт одного вертолета нужен минимум миллион долларов, это уже не считая недополученных отчислений в бюджет.
Подчеркнем, что "раздел имущества" и судебная эпопея началась, когда главой МЧС КР был ныне премьер-министр Кубатбек Боронов, а директором ГП "Авиационное предприятие" - Толкунбек Молдокеев. Пикантная деталь, которая не перестает удивлять всех наблюдающих за этим процессом - интересы ГП "Авиационное предприятие" при МЧС КР представляет юрист, которая неоднократно привлекалась и была судима за мошенничество.
К слову, одним из "вновь открывшихся обстоятельств" является то, за то время, которое МЧС пытается получить "невыплаченную аренду" за вертолет, воздушным транспортным средством пользовалось... само МЧС. Летали и по делам государственным, и по частным. Куда делись деньги, неизвестно. Кстати, большой вопрос, как использовались в принципе деньги от сотрудничества с Al Amyal Aviation Servicez FZE. Редакция располагает сведениями, наталкивающими на опасения, что значительная их часть просто растворялась в карманах чиновников. Каких конкретно - должно выяснить следствие, которое обязательно нужно провести.
Впрочем, Кубатбек Боронов может стать своего рода пионером, не вмешиваться в ход судебных разбирательств и, наступив на горло собственным интересам, дать щелчок "по носу" МЧС, чтобы отозвать позорные и, по сути-то, махинаторские иски. Но хватит ли у этого премьер-министра, как говорится, "политической воли"?