Спикер Жогорку Кенеша Дастан Джумабеков в медиа-поле Кыргызстана и зарубежья известен своими бесконечными ляпами, некорректным поведением с коллегами-депутатами и родством с именитым хирургом. Ну и политической неразборчивостью, конечно же.
Не исключено, что в этот "послужной список" может попасть и скандал вокруг торгового центра VEFA. Вернее, участие торага Жогорку Кенеша Джумабекова в судебных разбирательствах.
Как стало известно TUZ.KG из собственных источников, спикер Джумабеков проявляет к этому процессу недюжий интерес.
Возможно, именно этим объясняется, что буквально сейчас, когда сотни судебных заседаний переносятся в связи с пандемией, Верховный суд КР прилагает все усилия, чтобы процесс по торговому центру прошел максимально быстро.
Немного вкратце предыстории. 2016 год в Турции ознаменовался событиями, когда по поручению Эрдогана были "вычислены", задержаны, посажены сторонники Фетхуллаха Гюлена, которого президент Турции объявил террористом и считает личным врагом. Борьба эта распространилась далеко за пределы республики, дошла и до Кыргызстана.
Помимо требований закрыть школы и образовательные центры, принадлежащие фондам Гюлена, начались попытки весьма откровенного и неприкрытого передела собственности – под видом "борьбы с террористами" где частные лица, где представители турецких властей стремятся сменить собственников успешных бизнесов турецких и местных бизнесменов.
Не минула сия чаша и торгового центра VEFA. Судебные разбирательства идут с 2017 года. Представители турецких властей пытаются доказать, что была произведена незаконная продажа активов из компании с государственной долей. Хотя Еще в самом начале разбирательств суды первой и второй инстанции установили, что права АО "Озгюн Иншаат Таахют ве Тижарет" нарушены не были, а сделки были совершены в соответствии с законодательством. Турецкая сторона никак не пострадала от сделки, так как на момент ее совершения "Озгюн Иншаат" была частной организацией, и госдоли там не было. "Озгюн Иншаат", для справыки, это акционерное общество, которое в Турции было национализировано в результате борьбы с "гюленовцами".
К слову, практически на всех судебных заседаниях присутствовал оскандалившийся в Кыргызстане посол Турции Женгиз Камил Фырат. Не единожды он буквально требовал от суда рассматривать этот конфликт в политическом контексте. Но, как мы уже сказали, судя по всему Фырат не единственная политическая единица, заинтересованная в "нужном" исходе этого дела.
А натолкнула на этот вывод вот, какая крайне занимательная деталь. Как мы уже указали выше, когда многие суды в стране ушли на карантин, судебные дела переносятся, люди буквально выстраиваются в очереди, чтобы поскорее решить свои дела, судебные канцелярии завалены томами дел, производство именно по ТЦ VEFA всеми силами проталкивается со стороны Верховного суда.
До сих пор дело рассматривалось в Межрайонном суде Бишкека по экономическим делам, но после его упразднения было передано в Первомайский районный суд. И не абы кому, а судье Мелису Болотбаеву. На протяжении нескольких лет он занимал должность помощника председателя Верховного суда КР. А в Бишкек он перевелся совсем недавно – в конце прошлого года он был назначен судьей Тюпского районного суда Иссык-Кульской области, а 23 июня 2020 года президент Жээнбеков подписал его перевод в Первомайский суд Бишкека.
Примечательно, что на момент перевода в Бишкек у Болотбаева судейский стаж составлял всего 6 месяцев… С корабля на бал, как говорится.
Еще один забавный момент. Претендуя на должность судьи Тюпского районного суда Болотбаев в ходе кандидатского анкетирования на вопрос о проблемах в судебной системе выделил следующие:
— "Первая - к нам часто поступают жалобы о том, что судьи местных судов низкоквалифицированные и ведут не единообразную практику рассмотрения дел; вторая - нарушение процессуального порядка со стороны судьи; третья - нет открытости и прозрачности судебных заседаний, и ещё одна проблема - это низкая заработная плата сотрудников судебной системы".
Помнит ли о том, что говорил Мелис Болотбаев? Какое влияние имеет на него председатель Верховного суда? Почему дело было передано "зеленому" Болотбаеву и, в принципе, ему было дано такое ускорение? Какие отношения у председателя Верховного суда Гульбары Калиевой и спикера Дастана Джумабекова, и какое они оба имеют отношение к делу вокруг ТЦ VEFA?
Ответы на эти вопросы крайне важны, потому что от этого будет зависеть, насколько адекватное решение может принять судья Первомайского суда Мелис Болотбаев, и в какой степени он, как судья, независим.
В этом деле еще много странностей. Например то, что председатель Первомайского суда Бишкека Калыбаев, принявший это дело из Межрайонного суда, сам у себя запросил и дал разрешение на передачу этого дела Болотбаеву.
И еще один даже не момент, а моментище – пожалуй за всю историю судебной практики независимого Кыргызстана не бывало такого, чтобы Верховный суд принимал кассационную жалобу в пятницу – по сути, не рабочий день для судебной системы, а уже на вторник назначал ее рассмотрение. А именно так произошло в случае с жалобой, поданной юристами компании "Аруу Жылдыз", которая отстаивает свое право собственности на ТЦ VEFA в споре с национализированным "Озгюн Иншаат". Такая скорость назначений, подозревают юристы, связана с наличием заинтересованности неких весьма влиятельных людей, которые, возможно, играют не последнюю роль в этом откровенном отъеме бизнеса и имущества.
А вот кто эти влиятельные люди, и какая их роль – рано или поздно станет достоянием общественности.