Кому-то в Кыргызстане еще нужен русский язык?

Намедни в Оше прошло весьма показательное мероприятие - круглый стол, посвященный значению русского языка для развития кыргызско-российского сотрудничества и приуроченный к предстоящему перекрестному году Кыргызстана в РФ и России в КР.

По словам одного из организаторов - сопредседатель Клуба региональных экспертов КР "Пикир" Игоря Шестакова, выбор места проведения мероприятия выпал на Ош не случайно.

"Прежде всего, нужно понимать, что основные потоки трудовой миграции из Кыргызстана в Россию идут именно с южных регионов страны. Что объясняет и востребованность в изучении русского языка. Во-вторых, последние два года развитие регионов является приоритетной задачей государства – важно, чтобы эти задачи начинали решаться не только с поддержки экономики, но и качественного образования, без которого страна не сможет иметь профессиональных специалистов", задал тон дискуссии Шестаков.

В свою очередь Консул РФ в КР Андрей Григорьев напомнил, что из Ошской области в трудовую миграцию в Россию, только по официальным данным, за последние несколько лет выехали 200 тысяч человек, примерно столько же из Джалал-Абада, а вот из Баткена – более 260 тысяч.

"Я полагаю, что это одна из причин, почему кыргызстанцы хотят изучать официальный язык. Без знания русского языка выезжая за пределы страны они сталкиваются с проблемой коммуникаций, что в той же России может помешать им найти хорошую работу. При этом в самом Оше ситуация с русским языком несколько лучше, чем, например, в Баткене", - отметил российский дипломат.

В целом, о проблемах функционирования русского языка в Кыргызстане рассказал к.ф.н., доцент, завкафедрой теории и истории русской и зарубежной литературы факультета русской и славянской филологии КНУ им. Ж.Баласагына Бактыгуль Дюшебекова. Она напомнила, что русский язык является одним из языков ООН, занимая 6 место в мире по количеству владеющих им человек, что позволяет ему сохранять и выполнять функции языка образования, науки и культуры на международном уровне.

"В Кыргызстане русский язык имеет статус официального, на данном этапе официальный язык рассматривается как национальное достояние, и правительство республики прилагает определенные усилия, чтобы не утратить его, учитывая, что в этом есть и объективная необходимость. Однако на сегодняшний день фактическое владение русским языком в республике повсеместно сужается", - констатировала Дюшебекова.

По ее словам, есть несколько причин, объясняющих эту тенденцию.

"Первая причина связана с массовым оттоком русскоязычного населения, особенно из регионов Кыргызской Республики. Вторая – с закономерным усилением позиций государственного языка − кыргызского, что, к сожалению, создает тенденцию к возникновению некоторой ущербности русского языка. Третья причина – это проблемы экономического характера, к которым относятся низкий уровень жизни населения, нехватка педагогических кадров, в том числе учителей русского языка и литературы в общеобразовательных школах Кыргызстана, а также низкий профессиональный уровень педагогов", - подчеркнула заведующая кафедрой КНУ.

Продолжила тему доцент кафедры всемирной литературы ОшГУ Занфира Мискичекова, которая подчеркнула, что политические игрища убивают в Кыргызстане систему образования.

"За годы независимости мы разрушили все то хорошее, что было в советское время, мы ничего лучшего не построили. Более того из года в год ситуация в образовательной сфере становится только хуже. Сводится к минимуму преподавание важных дисциплин, а им на замену в больших объемах ставятся, порой, совершенно бесполезные предметы. В итоге, зачастую мы выпускаем из вузов полуфабрикатных специалистов, а не профессиональные кадры. Например, мы готовим русоведов, которые на выходе элементарно не знают русского языка", - констатировала Занфира Мискичекова.

При этом она добавила, что родители современных школьников, будучи более дальновидными, чем политики и чиновники, вопрос преподавания русского языка в школах ставят ребром.

О масштабах востребованности русского языка в школах Оша рассказала директор школы-гимназии №21 им. А.С. Пушкина г.Оша Манзура Асланова.

"Сегодня даже национальные школы сегодня открывают на своей базе русские классы, чтобы не терять учеников. Но их основная проблема, как и в русскоязычных школах, сводится к отсутствию профессиональных кадров. Преподавать предметы на русском языке практически некому, поэтому нам приходится своими силами переподготавливать учителей из национальных школ, чтобы они могли работать в русских школах и классах. Поэтому я бы хотела обратиться к нашему Министерству образования, к российским структурам с просьбой открыть курсы переподготовки преподавателей. Если же этого не сделать, то через несколько лет мы рискуем вообще потерять русский язык в нашей стране", - отметила Манзура Асланова.

Свою точку зрения озвучила заслуженный учитель КР, преподаватель школы-гимназии №4 им. Кирова г. Оша Галина Богомолова. Она ответила, что сужение языковой среды – это уже естественный процесс, который никак не остановить. При этом она подчеркнула, что во многом к этому привела недальновидность государственных управленцев.

"Дети высокопоставленных чиновников и бизнесменов, словом - элиты, имеют больше возможностей изучать русский язык, а для простых граждан, которые не имеют возможности покупать учебники и учить своих детей в частных школах, доступ к официальному языку стал ограниченным. При этом население стремится изучать русский язык. Один из моих учеников, когда я спросила, зачем ему нужен русский язык, ответил, что ему этот язык нужен, чтобы не опозорить и достойно представлять Кыргызстан на международном уровне", - рассказала педагог.

Она также озвучила ключевые проблемы, с которыми сталкиваются школы в южных регионах республики в процессе преподавания официального языка.

"Проблемой является и переполненность в местных русскоязычных школах. Так, в школе им. Кирова г. Ош учатся 3850 человек, в то время, как рассчитано учебное заведение на полторы тысячи учащихся. Отрадно, что авторитет русского языка возрастает не только в мире, но и в нашей стране. Но у нас по 50 человек в классе учатся. Порой к нам в школу приходят дети, слабо владеющие русским языком, которые не всегда понимают то, что им объясняют учителя. Их родители согласны, чтобы им ставили двойки, лишь бы они учились в русскоязычной школе, и худо-бедно говорили на русском языке", - подчеркнула Галина Богомолова.

Немаловажной проблемой, по ее словам, остается проблема учебников.

"Учебники для 5, 6, 7 классов наше Министерство образования все-таки приобрело. Правда, они не очень хорошо адаптированные. За основу были взяты прекрасные российские учебники издательства "Просвещение", но их переделанная версия не так хороша – они сделаны на американский манер – там критическое мышление ввели, для чего оно нужно в русском языке, не понятно. А учебников для 8, 9, 10 и 11 классов вообще категорически не хватает, - обрисовала ситуацию Галина Богомолова.

Важно отметить, что в рамках круглого стола, школе им. Кирова была передана партия учебников по литературе для 11 классов. Их школе передал Клуб региональных экспертов КР "Пикир" от одного из отечественных фондов.

"Мы очень благодарны за предоставленные учебники, в которых остро нуждалась наша школа. Это очень поможет нам в учебном процессе, что особенно актуально для выпускных классов. Если честно, то мы и не надеялись, что кто-то обратит внимание на наши проблемы, учитывая, сколько лет мы звоним во все колокола о катастрофической нехватке учебников", - подчеркнула Галина Богомолова.

По словам Игоря Шестакова, тема нехватки учебников обсуждается на дискуссионных площадках уже не первый год.

"Осенью 2016 года наш Клуб совместно с Министерством образования КР впервые провел круглый стол, где обсуждалась ситуация с русским языком на юге страны. Тогда учителя ряда школ города Ош, включая школу имени С.М. Кирова, не просто рассказали о бедственном положении дел с учебниками на русском языке, но и продемонстрировали, те учебные пособия, которые используются на занятиях в их школах. Это были учебники конца 70-х годов. Их элементарно было сложно брать в руки, поскольку они распадались. Однако ситуация заключалась в том, что других учебников просто не было. В итоге в классе на 40 учащихся было по 3–4 учебника", - отметил он.

Проблему отсутствия учебных пособий в школах Кыргызстана обозначила и российский учитель русского языка и литературы, прибывшая в КР в составе группы, состоящей из 17 волонтеров, Эвелина Порываева.

"Когда нас отправляли сюда, нам дали четкую установку придерживаться российских методик преподавания и стандартов образования, чтобы дети были готовы к поступлению в российские вузы. Потому что в ближайшие годы РФ планирует в семь раз увеличить квоты для иностранных абитуриентов. Но проблема в том, что в школах нет элементарного – учебников, по которым мы должны обучать детей. И это, я считаю, упущение Россотрудничества, потому что они должны были подготовить почву для десанта российских педагогов", - отметила она.

Важно подчеркнуть, что в следующем году в Кыргызстан прибудут еще 34 педагога из России. Они также будут преподавать русский язык и литературу в школах южных регионов республики.

"Русский язык – это язык мира, добра и уважения, который сыграл важную роль в становлении Кыргызстан. И я очень рада, что в нашей Конституции, несмотря ни на что, русский язык имеет статус официального, продолжая оставаться языком межнационального общения", - подчеркнула в своем выступлении руководитель Ассоциации "Таазим – поклонение", главный редактор литературного альманаха "Ош", заслуженный деятель культуры, член Союза писателей и журналистов КР Салима Шарипова.

Участники круглого стола также отметили, что русский язык остается не просто языком межнационального общения и позволяет небольшим постсоветским государствам избежать гуманитарного тупика и изоляции, он также служит развитию экономических и культурно-образовательных связей в рамках интеграционных проектов.

URL: https://www.tuz.kg/2357
Теги:
Комментарии
Правила комментирования
На нашем сайте нельзя:
  • нецензурно выражаться
  • публиковать оскорбления в чей-либо адрес, в том числе комментаторов
  • угрожать явно или неявно любому лицу
  • публиковать компромат без готовности предоставить доказательства или свидетельские показания
  • публиковать комментарии, противоречащие законодательству КР
  • публиковать оскорбительные комментарии, связанные с национальной принадлежностью, вероисповеданием
  • писать под одной новостью комментарии под разными никами
  • размещать комментарии, не связанные по смыслу с темой материала
НАВЕРХ  
НАЗАД