Пресс-служба правительства Кыргызстана сообщила о том, что премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев принял решение о введении временного запрета на ввоз автотранспортом некоторых видов нефти и нефтепродуктов на территорию Кыргызской Республики.
Временный запрет на ввоз автотранспортом некоторых видов нефти и нефтепродуктов направлен на сокращение теневой экономики и ввоза нефтепродуктов в республику без соответствующего учета и оформления. Очевидно, речь идет о бензине и солярке.
Пресс-служба правительства приводит данные Минэконома, что средняя потребность страны в бензине и дизельном топливе составляет порядка 1 300-1 400 тысяч тонн в год. Несмотря на увеличение объемов производства нефтепродуктов внутри страны, наши потребности в ГСМ не покрываются в полном объеме и обеспечиваются за счет импорта. При этом почти 80% ГСМ импортируется из Российской Федерации.
При проведении мероприятий, в соответствии с Положением о порядке учета и контроля нефтепродуктов и применении контрольных пломб на территории Кыргызской Республики, утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 27 июня 2006 года № 461, наблюдается ввоз в Кыргызскую Республику хозяйствующими субъектами нефтепродуктов для дальнейшей их реализации на автозаправочных станциях, документально оформленные как товарные позиции. В дальнейшем ввезенные таким способом нефтепродукты реализуются на рынке по более низкой цене в среднем на 15-20 %. Тем самым, с данных объемов не учтенных (контрабандных) нефтепродуктов не уплачивается акцизный налог.
В 2018 году мобильными группами по фактам незаконного ввоза горюче-смазочных материалов с территории сопредельного государства выявлено 73 факта, объем задержанного ГСМ составил 146 530 литров, на сумму более 5 млн сомов. По материалам выявленным сотрудниками при осуществлении оперативно-рейдовых мероприятий в отношении нескольких предпринимателей приняты меры административного характера.
По расчетам Министерства экономики, доля теневого оборота нефтепродуктов за 10 месяцев 2018 года, по данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики, составила 25,2% или более 12 млн сомов из всего объема ввозимого ГСМ. За аналогичный период 2017 года эти показатели были равны 12,8% или 5,3 млн сомов. С января по июнь 2019 года ввезено 5 777 тонн нефтепродуктов без соответствующих сопроводительных документов.
Вся соль вопроса в том, как этот временный мораторий отразится на ценообразовании ГСМ в республике. А, также, кто из компаний - поставщиков ГСМ пролоббировал (а это не исключено) введение этого запрета. Напомним, недавно мы публиковали мнение кыргызстанцев, что контрабандный бензин из Казахстана лучше "Газпромовского".