Все чаще выходцы из региона обвиняются в причастности к террористическим актам. Кто в этом виноват, и что теперь делать?
Сегодня мы говорим с теологом Кадыром Маликовым о серьезной тенденции появления наших сограждан, соотечественников в террористических сводках.
По словам собеседника TUZ.KG, происходящее - логический результат тех процессов, которые имеют место с начала сирийского конфликта.
- Многие эксперты, и мы в том числе предупреждали, что сама террористическая сеть уже носит транснациональный характер. На постсоветском пространстве действует подпольная организация с центрами управления в Сирии. И сегодня задействуются именно ее члены. Географически это, конечно, север и юг Кыргызстана, Казахстан, Россия, Кавказ.
Что делать? Безусловно, нужны меры, и разного характера. При этом, говоря о кыргызстанцах, нужно в том числе думать и о том, как эти меры отразятся на большинстве наших трудовых мигрантах, которые могут оказаться под ударом лишнего контроля и где-то проявления коррупции. Так что нужен очень мудрый государственный подход.
Нужно начать с роли государства в части контроля и взаимодействия с духовными управлениями. Тут встает вопрос, насколько эти духовные управления пользуются авторитетом среди населения. Как вы знаете, в последнее время было множество различных скандалов, вопросов, связанных с коррупцией, и все это отразилось в частности на авторитете традиционного духовенства.
В значительной степени проблему могли бы решить профессиональные религиозные кадры, которые на высоком уровне доступно и доказательно могли бы убеждать молодежь.
Вторая наша общая проблема – сама среда. Насколько наша молодежь себя чувствует реализованной, как работают социальные лифты, можно ли говорить о той же социальной справедливости, в какой степени мы подвержены коррупции… Вот все эти факторы вкупе и создают условия для радикализации. В том числе и в мигрантской среде.
К сожалению, но именно мигрантская среда наиболее подвержена радикализации. На родине человек так или иначе в социуме, а там он оторван от своих корней, и ищет не только национальную, но и ментальную, и религиозную близость.
Печальная констатация, но многие меры, решения принимаются и реализуются государством и призванными организациями постфактум. А нам, понятное дело, нужно работать на опережение.
И огромную роль в этом играет светское образование. И уже здесь большая и вина, и ответственность государства. Сколько за эти годы было построено школ? Насколько образование доступно, в первую очередь для неимущих слоев населения?
Конечно, это и вопрос, непосредственно касающийся экономики.
С другой стороны, мы работаем над тем, чтобы сами мусульмане, верующие уделяли внимание общественно значимым объектам. Чтобы вкладывались деньги в дороги, детские сады, школы. И это направление потихоньку начинает работать. И не только оно.
Ведь ислам в Кыргызстане, как маленький ребенок. Сами верующие учатся читать намаз, складывается мусульманская община. И она начинает все больше и больше обращать внимание на благотворительность. Это естественная работа. Ведь главное не только построить мечеть, но и школу. С точки зрения духовности вознаграждение от этого совершенно одинаковое.
Пользуясь случаем хотел бы обратить внимание, что, к сожалению, наше медиа-пространство игнорирует сообщения об общественных проектах исламской общины. Например, представительство Всемирной Ассамблеи мусульманской молодежи в Кыргызстане построило более 30 школ, установило 750 водяных насосов, принимало участие в строительстве поликлиник. Об этом тоже нужно говорить для правильного понимания позиций и задач, - на позитивной ноте завершил беседу Маликов.
Ну а пока в Кыргызстане обсуждают, как исправить положение с радикализацией «слабых звеньев» общества, граждане соседних Казахстана и России с опаской оценивают присутствие трудовых мигрантов из Кыргызстана как потенциального источника террористической угрозы.
Не опоздали ли мы с мерами и профилактикой?