Как стало известно накануне, в кабинете министра финансов Бактыгуль Жээнбаевой сотрудники ГСБЭП (Финпола) провели обыск. А сегодня, 30 сентября, ее саму ждут в Финполе в качестве свидетеля по уголовному делу о растрате бюджетных средств.
По одной из версий, Центр судебного представительства получил по линии Минфина вместо положенных 1,5 млн сомов целых 6 млн.
Возьмем на себя смелость утверждать, что появившейся информации (а, судя по всему, ее слили сами финполовцы) мало кто удивился. Шлейф "нехороших" дел за Жээнбаевой тянется очень давно. И именно поэтому вызвало недоумение назначение ее сначала советником президента Сооронбая Жээнбекова советником, а, потом, и министром финансов.
Возможно такая ее "успешность" объясняется тем, что Жээнбаева - близкая подруга президента переходного периода Розы Отунбаевой. И в свое время близкая соратница экс-кандидата в президенты Омурбека Бабанова. Ну а о дружбе Отунбаевой и Бабанова и рассказывать не нужно. Они ее никогда и не скрывали.
Какова степень влияния Розы Исаковны на Сооронбая Шариповича, нам еще продемонстрирует история. Но, совершенно очевидно, что она достаточно близка к главе государства, чтобы делиться с ним мнением по тем или иным вопросам. И давать советы по кадровой политике? И еще один вопрос, смогут ли помочь Отунбаева и Бабанов (который и сам сейчас ходит на допросы к финполовцам - ред.) своей закадычной подруге?
В любом случае, отходной путь Жээнбаева себе, судя по всему, уже приготовила. На 27 сентября была запланирована ее пресс-конференция, но в последний момент встреча с журналистами была отменена якобы "в связи со здоровьем министра финансов". Такова была официальная версия. Сейчас становится очевидным, что еще несколько дней назад Бактыгуль Жаныбековна уже знала и о проводимом следствии, и о готовящемся обыске.
Вся соль в том, что без политической воли президента птицу такого полета, как Жээнбаеву, не стали бы афишировать даже в качестве свидетеля. Да и цифра то, можно сказать, незначительная. На фоне других коррупционных дел какие-то 70 тысяч долларов - мелочь.
Другой вопрос, что министр финансов где-то прокололось намного серьезнее, чем это дело о "растрате бюджетных средств".