Кто кому нужнее? Что будут делать наши мигранты, если отношения с Россией расстроятся? Сколько денег и на что дает нам наш стратегический партнер?
Какими только слухами и оценками не предвосхищался приезд российского президента Владимира Путина в Кыргызстан. И что он будет «смотреть» кандидата в президенты Кыргызстана, и даже что чуть ли не лично его назначать.
Смеем предположить, что зерно есть и в этих предположениях, но несколько в иной конфигурации. Владимиру Путину, который на сегодняшний день принимает ответственные решения, которые влияют на ситуацию на всей евразийской территории, необходимо знать позиции союзников.
И, конечно же, немаловажно и для него, кто станет следующим президентом Кыргызстана, какие политические настроения в стране-партнере.
К сожалению, опять же все это неоднозначно воспринимается в самой республике.
Несмотря на то, что Россия оказывает Кыргызстану колоссальную помощь, в первую очередь финансовую, что только по официальным данным порядка 700 тысяч наших граждан трудится в России, многие деятели внутри Кыргызстана ставят под сомнение необходимость тесного сотрудничества с Россией.
Важное заявление в связи с этим накануне приезда Путина сделал отечественный политолог Сергей Масаулов.
Напомним, 21 февраля в Бишкеке прошла международная конференция «Россия – Кыргызстан: партнерство, нацеленное в будущее. Безопасность, экономика, гуманитарное сотрудничество». В мероприятии, организованном Клубом региональных экспертов «Пикир" и фондом «Евразийцы - новая волна». Что важно, в мероприятии приняли участие представители правительств двух стран, депутаты Жогорку Кенеша, а также эксперты из России и Кыргызстана.
Ну и, собственно, в рамках конференции с докладом на тему: «Российское содействие развитию Кыргызстана» выступил президент Центра перспективных исследований Сергей Масаулов.
Он привел следующую статистику:
«В 2014 году на территорию России въехало 6,4 миллионов граждан из Центральной Азии. В том же году денежные переводы обеспечивали 49% ВВП Таджикистана, 31,5% ВВП - Кыргызстана и 11,7% ВВП Узбекистана. Только с 2008 г. по октябрь 2015 года Россия оказала содействие странам Центральной Азии в объёме 5,6 миллиардов долларов США. Оказана безвозмездная финансовая помощь странам Центральной Азии:
• более 3,5 млрд. долларов на двусторонней основе;
• свыше 570 млн. долларов по линии ООН;
• более 1,3 млрд. долларов по линии Всемирного Банка и других структур (ОБСЕ и т.д.), а также ЕАЭС, включая часть реализованного в ЦА взноса России в Антикризисный фонд ЕврАзЭС в размере свыше 592,3 млн. долларов», - отметил докладчик.
По словам Масаулова, в Кыргызстане около 100 тысяч выпускников школ и ВУЗов ежегодно выходят на рынок труда.
«Что касается двусторонних отношений, во-первых, списан долг Кыргызстана перед Россией в размере 488,9 миллионов долларов. Во-вторых, поддержка государственного бюджета Кыргызской Республики: с 2009 по 2016 гг. в сумме 375 миллионов долларов. Создан Кыргызско-Российский фонд развития с уставным капиталом в размере 500 миллионов долларов. В-третьих - это денежные переводы трудовых мигрантов", - подчеркнул эксперт.
Спикер привел данные относительно проектов, одобренных со стороны РКФР.
«На 13 февраля 2017 года одобрено 665 проектов на сумму 202 миллионов долларов.
Подробно остановимся на сферах проектов, где:
1) пищевая промышленность – 18%;
2) транспорт и логистика 16%;
3) строительная промышленность – 13%;
4) агропромышленный комплекс – 12%.
Проекты реализуются во всех регионах, но прежде всего в городе Бишкек, Джалал-Абадской, Чуйской, Иссык-Кульской и Ошской областях».
Эксперт также продемонстрировал таблицу Личных переводов из России в Кыргызстан (в млн. долл. США).
• 2011 г. – 1 386
• 2012 г. – 1 682
• 2013 г. – 2 113
• 2014 г. – 2 239
• 2015 г. – 1 514
• 2016 г. (6 месяцев) - 699
«В-четвёртых, суммарные выпадающие доходы Федерального бюджета России за 2010-2014 гг. в результате поставок в Кыргызстан нефтепродуктов на беспошлинной основе составили более 1,8 млрд. долларов:
• в 2010 г. – 3,6 млн.,
• в 2011 г. - 335 млн.,
• в 2012 г. - 494 млн.,
• в 2013 г. - около 521 млн.,
• в 2014 г. – около 450 млн. долларов.
В-пятых, уровень накопленных российских инвестиций в экономику центрально-азиатских стран достиг порядка 17,4 миллиардов долларов:
• Кыргызстан – более 62,29 млн. долларов(без учёта инвестиций в денонсированные проекты);
• Казахстан – более 6,7 млрд.;
• Таджикистан – более 1,6 млрд.;
• Туркменистан – более 173 млн.;
• Узбекистан – более 5,9 млрд. долларов. В том числе, 47% инвестиций пошло в ТЭК, 22% - в цветную металлургию, 15% - телекоммуникации.
В-шестых, за период 2008 по 2015 гг. объём помощи в сфере здравоохранения составил более 7 миллионов долларов. В том числе:
• в 2013 г. – 4,8 млн. долларов,
• в 2014 г. – 200 тыс. долларов,
• в 2015 г. – 813 тыс. долларов (на цели материально-технической поддержки лабораторий по диагностике инфекционных болезней), 140 тыс. долларов (на закупку 6 карет скорой помощи и мобильной станции для флюорографии в порядке гуманитарной поддержки жителей г. Бишкек).
В-седьмых, важным направлением содействия Кыргызстану стала продовольственная помощь:
• в 2010 г. поставлено 1,5 тыс. тонн семян озимой пшеницы на сумму 754 тыс. долларов;
• в 2011 г. поставлена 1 тыс. тонн семян ярового ячменя российского происхождения на сумму до 960 тыс. долларов;
• в 2012 г. поставлено 20 тыс. тонн семян на сумму 3,8 млн. долларов;
• в 2013 г. поставлено 15 тыс. тонн продовольственной пшеницы на сумму 2,94 млн. долларов.
Особое направление содействия представляет собой безопасность и миростроительство.
• В 2011-2012 гг. Погранслужбой ФСБ России было передано имущество для нужд пограничных войск Кыргызстана на общую сумму около 30 млн. долларов.
• В 2011 г. Россия выделила 1,8 млн. долларов на строительство нового здания Государственной службы по контролю за наркотиками (ГСКН КР), а также выделено 3,4 млн. долларов на оказание финансовой помощи деятельности ГСКН.
• В 2013 г. выделено ещё 4,6 млн. долларов на материально-техническое содействие ГСКН КР. В 2014-2016 гг. уже осуществлено и планируется финансирование в объёме 7,2 млн. долларов на мероприятия по оказанию помощи ГСКН КР, - отметил специалист.
Резюмируя выступление, Масаулов выделил и «иные виды содействия».
"1. Чрезвычайная гуманитарная помощь в 2010г. Общий размер помощи - более 11,5 миллионов долларов.
• По линии МЧС России для ликвидации последствий межэтнического конфликта в Кыргызстан поставлено около 3 тыс. тонн гуманитарных грузов (продовольствие, одежда, палатки, предметы первой необходимости, медикаменты, медицинское оборудование), 37 единиц автомобильной техники, 20 тыс. тонн дизельного топлива, 2,5 тыс. тонн семян зерновых культур.
• В Узбекистан поставлено 120 тонн гуманитарной помощи для беженцев из Кыргызстана. Общий размер помощи – свыше 3 млн. долл.
2. Официальная помощь развитию
• В программу развития ООН (ПРООН) в 2008-2010 гг. единовременный целевой взнос России составил 2,5 млн. долларов.
• Кроме того, на программу экономического восстановления в 2010 г. Россия выделила Кыргызстану ещё 1 млн. долларов.
• Россия участвует в финансировании проекта «Комплексное развитие Нарынской области» (2014-2016 гг.), выделив $ 3,5 млн., а также закупив швейное и поварское оборудование, методическую литературу.
• Идёт работа по проектам социально-экономического развития Кыргызстана.
• Ежегодная значительная помощь Кыргызстану оказывается в рамках Всемирной продовольственной программы
• Постоянно оказывается помощь через Организацию Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)
• Объединённая программа ООН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС). За последние 2 года из 16,5 млн. долларов на страны Центральной Азии и Восточной Европы, Кыргызстану выделено 1,14 млн. долл.
• Выделяются средства в рамках многих других международных организаций, таких как «Всемирный Банк», ОБСЕ, «Совет Россия – НАТО», так и отдельных программ, где реализуются целевые взносы России для Кыргызстана и других стран Центральной Азии.
• Особенно впечатляющей была помощь через механизм Антикризисного фонда (ЕврАзЭс). В целом на программы по возведению транспортной инфраструктуры стран Центральной Азии выделено около 300 млн. долларов», - резюмировал Масаулов.
О чем говорят все эти данные? Какие нужно сделать выводы?
Россия для Кыргызстана не только «исторический» и «культурный» стратегический партнер. Но, в первую очередь, гарант экономической стабильности.
Страшно себе представить, если Российская Федерация прекратит финансирование проектов, направленных на содействие Кыргызстану. Или если попросту прекратит дотировать наш бюджет - а это происходит постоянно.
И еще более ужасающая картина представляется, если Кыргызстан и Россия по каким-то причинам вдруг рассорятся, и наши трудовые мигранты, поставленные в определенные «бюрократические» условия, будут вынуждены вернуться на Родину. Которая к такому визиту своих сынов совершенно не готова.
Конечно, последний сценарий больше похож на апокалиптический, но и этот момент необходимо учитывать.
Как бы ни прошли сегодняшние переговоры, а ничего экстраординарного произойти не должно, конечно же следует понимать, что в первую очередь власти Кыргызстана – сегодняшние и условно завтрашние, должны исходить из национальных интересов. С учетом позиций партнеров по региону. И, таким образом, достичь взаимовыгодного баланса.